Сегодня не только годовщина первого полёта человека в космос. 12 апреля 1951 года над корейской рекой Ялуцзян произошел эпохальный воздушный бой — советские перехватчики МиГ-15 разгромили американскую армаду из бомбардировщиков В-29А и истребителей F-80 и F-84. В историю ВВС США сражение вошло под названием «черный четверг».
О разгроме в этот день в США предпочитают не вспоминать. К примеру, в американской версии Wikipedia о событиях той поры есть лишь несколько строк в разделе о советском истребителе МиГ-15 и в описании Корейской войны. В них говорится, что были сбиты всего три В-29 и еще семь получили повреждения и добавляется — «после этого бомбардировочные полеты ВВС США над Кореей были приостановлены примерно на три месяца».
Впрочем, сохранились воспоминания непосредственных участников боя. Благодаря им становится понятно, как более 100 американских пилотов оказались в плену.
В «черный четверг» 48 американских стратегических бомбардировщиков В-29А Superfortress попытались нанести массированный удар по корейскому городу Сингисю. Их охраняли 18 истребителей F-86 Sabre, 34 F-84 Thunderjet и 24 F-80C Shooting Star. На перехват этих 124 самолетов в небо поднялись 44 советских МиГ-15 (по другим сведениям 38).
— Бомбардировщики шли тремя группами, по 16 в каждой. Задачей моего звена было атаковать истребители США и увести их от В-29А. Мы с ходу пошли в атаку. Я определил командирский самолёт в эскадрилье Thunderjet и открыл огонь. Одна очередь прошла позади хвоста американского самолёта, вторая попала точно в цель. F-84 задымил и стал уходить, потом свалился в штопор. Затем мы стали гоняться за пытающимися выйти из схватки истребителями США, о защите своих «летающих крепостей» американские пилоты уже не думали, — вспоминает Герой Советского Союза Сергей Крамаренко.
Рассеяв истребительное прикрытие, советские перехватчики навалились на бомбардировщики. Шансов на спасение у В-29А было крайне мало, так как реактивный МиГ-15 превосходил бомбардировщик в скорости, а три пушки позволяли вести результативный огонь с дистанции 800 метров.
— Бомбардировщики Superfortress мы в обиходе прозвали «летающими сараями». Нескоростной самолет, длина которого составляла 50 метров, был очень легкой мишенью, — говорит Крамаренко.
Американцы стали уходить в сторону моря — под прикрытие ПВО кораблей США.
— Потом подсчитали, что воздушный бой у берегов реки Ялуцзян шел всего девять минут. За это время наши летчики, по официальным данным, признанным американцами, уничтожили 12 бомбардировщиков и 5 истребителей США. А нам тогда, в апреле 1951-го, сообщили, что на аэродромы взлета вернулись только 23 из 48 В-29А, остальные были подбиты и упали в море. В любом случае, таких массовых потерь техники и пилотов у них еще не было — сказал генерал-майор Сергей Крамаренко.
Отметим, что советские пилоты из 324-й истребительной авиадивизии не потеряли в том бою ни одного самолета.
Потерпела от советских летчиков,.
Помимо Северной и Южной Кореи, в противоборстве сошлись США и их союзники, помогавшие Южной Корее, а с другой СССР и КНР, на стороне Северной. Буквально через несколько дней после начала войны был захвачен Сеул и 95% территории Южной Кореи контролировалось северянами. Но в конфликт вмешался ООН, и в войну вступили США, что кардинально поменяло расклад на театре военных действий. Американцы действовали по их излюбленной тактике — Разбомбить противника до каменного века. Выжигали населенные пункты напалмом, в общем показывали жителям Северной Кореи все прелести «демократии» в ее американском понимании Так как в начале войны китайские и северокорейские летчики летали на старых советских самолетах, используемых еще во Вторую Мировую войну, то господство в небе принадлежало полностью американцам. Понимая, что без помощи старших братьев Северная Корея падет, руководство Советского Союза и Китая приняло решение о военной помощи Пхеньяну. Китай прислал на помощь более 200 тысяч «добровольцев», вооружённых новейшей советской техникой, а наши отправили в зону конфликта зенитчиков и, на первом этапе, 32 летчика-истребителя имевших опыт Великой Отечественной войны, которые воевали в небе над корейским полуостровом под чужими именами. Из них было сформировано три эскадрильи, а вся группа получила наименование 324-ой истребительной авиадивизии, командовать которой был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, Трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб. Затем на базе советских авиачастей, дислоцированных в Северо-Восточном Китае, были созданы две авиадивизии, составившие основу 64-го истребительного авиационного корпуса (ИАК). По состоянию на 1 ноября 1952 года в составе корпуса находились 440 лётчиков и 320 самолётов. На вооружении ИАК состояли преимущественно новейшие реактивные истребители МиГ-15. Возглавил корпус генерал-лейтенант авиации Иван Белов.
На первом этапе боев корпус прикрывал от американской авиации города Северо-Востока Китая и мосты и переправы через пограничную реку Ялуцзян. Именно по этим мостам осуществлялось снабжение корейских и китайских войск. Американцы всеми силами стремились разрушить их.
Один из основных каналов снабжения проходил по мостам в районе Аньдун-Синыйджу.
12 апреля 1951 года именно на них нацелились почти 200 американских самолетов.
Так описывает события в своих воспоминаниях участник того боя летчик-истребитель Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко:
Смотрю влево вниз. Навстречу, слева и ниже, летят бомбардировщики — две группы огромных серых машин. Это знаменитые американские «летающие крепости» B-29.
Каждая такая машина берет на борт 10 тонн бомб, имеет на вооружении 8 крупнокалиберных пулеметов.
Бомбардировщики летят ромбами из 4 звеньев по 3 самолета, всего 12 самолетов в группе.
Затем ещё 3 ромба. За ними сзади на 23 км и чуть выше нас летят десятки истребителей, целая туча серо-зеленых машин. Около сотни F-80, F-84 и F-86. Командир полка дает команду: «Атакуем, прикрой!» — и начинает левый разворот с резким снижением. Ударные группы — восемнадцать «МиГов» — устремляются за ним вниз.
Истребители противника оказываются сзади и выше наших атакующих самолетов. Самый опасный момент. Настало время и нам вступить в бой. Группе прикрытия надо сковать истребителей противника и, связав их боем, отвлечь от защиты своих бомбардировщиков.
Американские «летающие крепости» были встречены МиГами, решительно атаковавшими вражескую армаду. Один за другим загорались и падали загруженные бомбами самолёты, экипажи которых спасались на парашютах. Очевидцы боя рассказывают: одновременно в небе было так много парашютистов, что их можно было принять за десант. Меньше чем за 10 минут ВВС США потеряли 14 самолетов: 10 тяжелых бомбардировщиков и 4 истребителя, ещё 15 тяжелых бомбардировщиков было списано после возвращения на базу. Около 120 человек личного состава попали в плен. Атаковавшие их советские истребители вернулись на базу без потерь. Этот день вошёл в историю авиации США как «Чёрный четверг».
После боя почти в каждом нашем «МиГе» нашли по 1, 2, 3 пробоины. У одного было 100 пробоин. Но больших повреждений не было, в кабину ни одна пуля не попала. У американцев потом ещё долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, которые считались самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями.
Итоговые потери авиации в ходе корейской войны составили 319 самолетов МиГ-15 с советской стороны и 1097 бомбардировщиков и истребителей с американской.
Всего Сергей Крамаренко в годы Корейской войны совершил 104 боевых вылета, провел 42 воздушных боя и сбил 13 самолетов противника.
---
Иван Никитович Кожедуб (укр. Иван Микитович Кожедуб; 8 июня 1920, Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, УССР…
Сергей Макарович Крамаренко (10 апреля 1923, село Калиновка, Харьковская губерния
Слава героям!