Какое-то время два великих немецких философа — Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Артур Шопенгауэр преподавали в Берлинском университете рядом друг с другом. Четкая, рациональная философия Гегеля бесила Шопенгауэра не на шутку, сам-то он придерживался тех взглядов, что мир устроен отнюдь не как система, а это полный неожиданностей, пульсирующий согласно Воле, хаос. Короче, Артур Шопенгауэр был иррационалистом.
Получив кафедру в Берлинском университете, где уже царил Гегель, Шопенгауэр довольно самонадеянно поставил свои занятия в одно время с гегелевскими лекциями и, увы, убедился, что студенты любят, когда им четко, по пунктам преподносят материал и объясняют, что все в мире имеет свое место и порядок. На лекциях Гегеля была полная аудитория, у Шопенгауэра же сидело три человека крестом.
Артур Шопенгауэр, возможно, завидовал более популярному коллеге. Во всяком случае, его отзывы о Гегеле исключительно нелицеприятные. Он называл его «шарлатаном тупоумным, тошнотворным, неграмотным». Обвинил в том, что «неограниченную сферу интеллектуального влияния он использовал для интеллектуальной коррупции целого поколения».
Прошелся Шопенгауэр и по последователям Гегеля, заявив, что гегелевские «нонсенсы продажными наймитами были выданы за бессмертную мудрость». А что же его оппонент? Что он говорил про Артура Шопенгауэра? Ни-че-го. Вероятно, это еще больше выводило из себя Шопенгауэра.
Он родился в семье торговца, и готовили его в той же профессии. Вместе с отцом он много ездил по странам Европы и, кстати, хорошо выучил французский и английский языки. Учеба во французской школе понравилась мальчику, но вот пребывание в английской было мучительным. Не удивлюсь, если именно в это время он приобрел свои черты характера — угрюмость, настороженность, замкнутость.
Когда Артуру было 17 лет, его отец умер. Судя по всему, это было самоубийство. Эта смерть оказала сильное воздействие на юношу и на всю оставшуюся жизнь дала ему пищу для размышлений о сущности жизни и смерти и также праве на добровольный уход в небытие.
Мать Артура — Иоганна, была образованной, высококультурной женщиной, писательницей, дружила с Гёте, держала в Веймаре литературный салон. Она видела, что сын не склонен к коммерции и не давила на него. Артур поступил в университет, сначала в Геттингене, затем в Берлине, где изучал сперва медицину, затем философию.
Дальнейшая жизнь Шопенгауэра не изобиловала какими-то бурными событиями и неожиданными заворотами судьбы. Вся интрига была внутренней, происходила в душе. А уж там Шопенгауэр переживал весьма мощные события (одна ненависть к Гегелю чего стоит). В 25 лет Артур защитил диссертацию, в которой уже видны основные идеи его философского учения. После защиты он приступил к написанию своего основного труда — «Мир как воля и представление». Ему не было и 30 лет, когда книга была закончена.
Две попытки утвердиться в качестве профессора в Берлинском университете не увенчались успехом. Шопенгауэр не прижился в его стенах. К тому же он проиграл суд со своей соседкой по дому, которая громко разговаривала за стенкой и мешала философу сосредоточиться.
Шопенгауэр поселился во Франкфурте, вел крайне размеренный образ жизни, писал статьи, размышлял. Финансово он был обеспечен. Ничего неизвестно о его личной жизни. Похоже, женщины его не волновали. Он общался, в основном, только со своим учеником Юлиусом Фрауенштедтом, которому и завещал распорядиться своими трудами. Что касается денег, то Шопенгауэр оставил их солдатам-инвалидам, пострадавшим во время подавления революции 1848 года.