Сегодня я хочу рассказать вам историю об Альбрехте Дюрере. Помните его знаменитый автопортрет на котором в правом верхнем углу красуется латинская надпись:
«Я Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, изобразил себя в соответствующих цветах в возрасте двадцати восьми лет»?
Дюрер был первым из художников, кого буквально заворожил его собственный образ. До него никто не создавал такого количества автопортретов.
Дюрер — крупнейший художник Северного Возрождения, своего рода «Леонардо да Винчи», только проживавший на территории Германии. Художник был знаменит при жизни, и по сей день его имя — одно из самых ярких в мировом искусстве. После кончины художника его стали величать «королём всех немецких художников». Он был не только великим живописцем и рисовальщиком, но и искусным гравёром; его непревзойденное мастерство в гравюре вызывает восхищение у всех ценителей графики.
Дюрер родился в 1471 году в Нюрнберге. На тот момент этот город был одним из крупных и процветающих в Европе. Он располагался в центре европейских торговых путей и славился своими международными торговыми ярмарками.
Художник был сыном удачливого венгерского ювелирного мастера Альбрехта Дюрера Старшего и по началу обучался мастерству у отца. Поработав с отцом, Альбрехт Младший понял, что ювелирное мастерство его не увлекает, а хочется ему заниматься живописью. Этими размышлениями он поделился с отцом, тот, немного посомневавшись, уступил сыну. Он договорился с Михаэлем Вольгемутом, чтобы тот взял юнца на три года себе в подмастерья. С этого момента началась творческая жизнь Альбрехта Дюрера Младшего.
Проучившись три года у Михаэля Вольгемута, Дюрер отправился путешествовать по городам Верхнего Рейна и по Швейцарии, где с 1490 по 1494 год набирался опыта у других мастеров, а заодно завязывал контакты для своего будущего дела. Дело в то, что начинающий художник мечтал открыть свою мастерскую.
Вернувшись в Нюрнберг, Альбрехт, по наставлению отца, женился на Агнессе, дочери Ганса Фрея. Историки по сей день строят догадки: кем был Фрей? О нём известно лишь, что через свою жену он породнился с патрицианской семьёй Руммелей. В «Семейной хронике», составленной в конце жизни самим Дюрером, приведены условия брачного контракта и указано, что приданое Агнессы составляло 200 флоринов.
Брак был исключительно по расчёту: в результате Альбрехт укреплял положение в обществе и получал возможность развиваться в задуманном направлении.
Агнеса занималась сбытом гравюр мужа. Она регулярно посещала большие ярмарки, но чаще продавала оттиски на еженедельном рынке в Нюрнберге, где стояла рядом с торговцами фруктами и овощами.
Осенью 1494 года художник снова отправился в путешествие, только на этот раз по Северной Италии. Интересный факт. Сразу после отбытия художника из Нюрнберга, в городе разразилась свирепая чума. Благодаря чудесному стечению обстоятельств Дюрер был спасен от страшной эпидемии, словно судьба берегла его от всяческих напастей. Агнесса во время чумы была не в родном городе, а во Франкфурте по делам мужа, посещала книжную ярмарку и задержалась там, пока не прошла эпидемия.
В Италии Дюрер изучал итальянское искусство, разительно отличавшиеся от того, которому традиционно учили северных художников в XV веке.
Пока художник путешествовал, он времени даром не терял: постоянно писал акварельные пейзажи, которые не только запечатлели его маршрут, но и приобрели огромное историческое значение, как дошедшие до нас первые акварельные пейзажи в западноевропейском искусстве.
В 1495 году случилось знаменательное событие: художник открыл свою собственную мастерскую в Нюрнберге. На пике своих возможностей Дюрер решает сконцентрироваться на гравюре и достичь в этой технике высочайшего мастерства.
А теперь давайте вернёмся к автопортрету, созданному в 1500 году. С портрета на нас смотрит уверенно и спокойно художник. Его наряд на тёмном фоне, поза, жест руки, причёска указывают на то, что автор вдохновлялся фресками с изображением Спасителя мира (лат. Salvator Mundi, одно из сакральных наименований Христа).
Дюрер полагал, что художнику надлежит открыть секреты Вселенной, если он мечтает достичь познания Красоты. Первым вопросом, которым он задавался применительно к искусству, был: «Каким путём достичь независимость? Быть вне всего и всех?»
Его искусство приблизилось к воссозданию природы так, как не удавалось до него ни одному художнику. Сравнивал ли он себя с Господом, который создал этот мир и всё сущее в этом мире? Или же Дюрер ощущал себя всемогущим, сверхчеловеком, который может быть творцом своей жизни? Может он хочет сказать: «Путём страданий, которые я познал, я надеюсь быть похожим на Христа»? Что переживал художник, когда писал это портрет, какие сомнения или вопросы задавал себе — это всё так и останется для нас загадкой.