26 марта является одной из возможных дат рождения великого художника Рафаэля Санти (1483−1520), одного из самых прославленных представителей эпохи Возрождения. Остановимся подробнее на его самых известных работах.
«Сикстинская Мадонна» 1512−1513
Эта работа считается венцом творения художника. Картина была выполнена по заказу Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста. Используя цвета (красный, синий и зелёный), Рафаэль смог объединить фрагменты произведения. Дополняя друг друга, они выделяют центр композиции и главную фигуру сюжета — Мадонну. В произведениях на библейскую тематику можно наблюдать доминирующие оттенки — красный, синий и зелёный. Каждый из них имеет определённое значение в сюжете. Красный олицетворяет как земное начало, любовь и тепло, так и кровь, страдания и мучения. Красный цвет является цветом Воскрешения, поэтому в некоторых произведениях красный фон символизирует вечную жизнь. Синий цвет олицетворяет небесное, божественное, то, что непорочно. Зелёный — цвет вечного цветения, Святого Духа и вечной жизни. Расположение ступней Мадонны придает ей лёгкости, словно не имея веса, она ступает по облакам. Взгляд Мадонны печален, ибо она знает, какая участь ждет её Сына.
«Портрет Папы Юлия II» 1511−1512
На картине можно сразу выделить комплементарные цвета. Зеленый и красный дополняют друг друга, тем самым выделяя главную фигуру в композиции — Папу Юлия II. На зелёном полотне, которое находится за спиной Папы, вытканы символы папской власти — тиара и ключи. Понтифик сидит на троне, его опечаленный взгляд направлен вниз. Это связано с событиями того времени — с проигрышем войны в городе Болонья. По этой причине в знак траура Папа отрастил бороду.
Эта работа перевернула жанр портрета, давая новые догмы для будущего поколения художников. В своей работе Рафаэль не пытался скрыть настроения Папы. Несмотря на преклонный возраст, в понтифике чувствуется сила. Мы можем видеть, как он правой рукой сжимает подлокотник кресла, в то время как другая рука держит платок. Вскоре после окончания портрета Папа Юлий II скончался.
«Преображение» 1516−1520
Последняя картина Рафаэля, для создания которой он применил всё своё мастерство. Она была написана по заказу кардинала Джулио Медичи. Главную часть картины — Христа — Рафаэль писал лично, в то время как нижнюю часть картины писали ученики мастера — Д. Романо и Ф. Пенни. Погружая нижнюю часть произведения в полумрак, художник создаёт контраст, а следовательно, и выделение главного объекта в работе. Контраст также показывает, что нижняя часть картины, покрытая мраком и тенью, олицетворяет человеческую природу, её несовершенство. Верхняя часть картины говорит о чистом, божественном, о том, что принесёт спасение. Так же мы можем вновь видеть оттенки синего, красного и зелёного цветов, о значениях которых говорилось выше.
«Портрет Бальдассаре Кастильоне» 1514−1515
На холсте изображён мужчина зрелого возраста, сидящий в пол-оборота. Бальдассаре Кастильоне был другом и покровителем Рафаэля. Взгляд передает его мудрость и спокойствие. На графе Кастильоне надеты тяжелые одежды, модные для того времени. Портрет выполнен в сдержанных тонах, напоминающих технику гризайль. Рафаэль передал характер человека и его личность в целом.
«Афинская школа» 1510−1511
На фреске изображены философы, находящиеся в фантастическом храме, своды которого уходят вдаль. Главными фигурами являются Платон и Аристотель. Правая рука Платона указывает на небо, в то время как руки Аристотеля направлены в сторону земли. На левой стороне можно видеть Сократа, беседующего со своими учениками. Ниже изображен Пифагор с табличкой в руках.
Рафаэль немного нарушил масштаб, тем самым, фигуры философов стали крупнее и более заметными. За счёт этого получается эффект присутствия, словно мы находимся рядом с великими философами.