«ПОЧЕМУ МАРШ МЕНДЕЛЬСОНА ДЛЯ ОСЛОВ
Всем известный свадебный марш опровергает не менее известную поговорку: любовь зла — полюбишь и козла. На его месте должен быть … осёл. И хотя обидная суть от перестановки парнокопытного животного с непарнокопытным не меняется (а может даже и усугубляется) — с исторической, литературной и музыкальной точек зрения именно осёл олицетворяет церемонию, проводимую под звуки Мендельсона. Так уж сложилось, что в данном случае плохо выглядит жених, тогда как для невесты ситуация со всех сторон „ровная“. Объясняю почему…
„Немецкий композитор“ Феликс Мендельсон, также как и позже — „русский художник“ Левитан — родился в еврейской семье. Мальчик оказался талантлив, плюс получил хорошее музыкальное образование, плюс личное знакомство с тогдашними „продвинутыми“ людьми (подробности, не относящиеся к теме, пропускаю). В общем, всё шло к тому, что Феликс станет „хитмейстером“. Ещё совсем молоденьким, 17-летним пареньком он пишет увертюру к комедии Шекспира „Сон в летнюю ночь“. Но это был лишь первый музыкальный „эскиз“, который Мендельсон значительно позже „доработал“, дополнив 10 частями и превратив в сюиту. И вот 14 октября 1843 года под сводами Потсдамского дворца впервые грянула „Ослиная свадьба“.
Для тех, кто не видел „Сон в летнюю ночь“, рассказываю. В этой пьесе Шекспира несколько сюжетных линий и одна из них — ссора царя эльфов с супругой. Разгневанный муж даёт поручение подчиненному „залить глаза“ волшебным зельем негоднице, чтобы та, влюбилась в первого же попавшегося, когда проснётся.
„Первым попавшимся“ стал осёл, вернее ремесленник с головой осла. Позже она „прозревает“, то есть расколдовывается, ужасаясь „Что я наделала, где были мои глаза, за кого я вышла!“ своему выбору и возвращается обратно к царю-супругу. Однако в состоянии „помрачения“ успевает обручиться с „животным“. Последний, кстати, решает — ему всё приснилось — ну да, что с осла взять!
Скорей всего Мендельсон рассуждал примерно в том же музыкальном ключе: помпезная мелодия, более напоминающая начало атаки, должна была подчеркнуть весь идиотизм комедии положений. Осёл, женящийся под военный марш на „ослеплённой“ дурочке!»