Вообще это не слишком одобряемая детская игра, когда детки играют в «домик» и готовят еду из «подручных средств» — грязюки, песочка, листиков, лепестков. Малыш размешивает палочкой, лопаткой, а то и прямо руками густую дорожную грязь и приговаривает: «Каша-малаша, вкусная каша!».
Каша — исторически славянский продукт. Это нынче мы без картошки не представляем свою жизни. А ведь ещё не так давно, всего лишь до Петра I на Руси слышать не слыхивали про этот продукт. Поэтому, любили и кушали кашу. Было огромное количество блюд и способов приготовления каш.
Можно спорить, сохранилось ли в этой приговорке воспоминание о Маланьиной свадьбе или просто дитя утверждает, что даже миргородская лужа будет мала для его каши, но в любом случае ясно одно: взрослые люди называют кашей-малашей чудовищную неразбериху, смесь и дрязг всего разом.
Малаша (или Меланья) в переводе с древнегреческого — смуглая, темноволосая. Это имя пришло в нашу жизнь с приходом Христианства.
День святой Маланьи раньше приходился на 31 декабря. В это время была суета. Все готовились к празднику Нового года. Отмечались Васильевские колядки в этот день. Хозяйки готовили много еды, всех угощали, каждая старалась отличиться своим мастерством и домовитостью.
Значение выражения «каша-малаша» в наши дни в принципе осталась неизменной: неразбериха, суета.
"Попадались ли ему щи с кашей — он с удовольствием хлебал щи и заедал их кашей; представлялся ли ему немецкий жидкий суп — он с той же готовностью налегал на суп, а случалась тут каша — он и кашу туда же валил в тарелку — и ничего."
Иван Сергеевич Тургенев, «Два приятеля»