Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Здесь я расскажу о римском императоре Марке Аврелии, которому высокий статус не мешал заниматься философией. Надо сказать, что такое сочетание, император-философ, достаточно уникальный случай.
У французского художника Эжена Делакруа есть картина, называемая «Последние слова императора Марка Аврелия».
Эжен Делакруа. «Последние слова императора Марка Аврелия»
Эжен Делакруа. «Последние слова императора Марка Аврелия»
На этом полотне, выглядящем весьма театрально, мы видим Марка Аврелия, полулежащего на постели в окружении наследника и подданных. Император выглядит эффектно со своим накачанным торсом, но бледен и что-то говорит. Так что же он сказал тогда, и почему это так важно? Настолько, что художник посвятил этому многофигурную картину?
В данном случае Делакруа, конечно, изобразил не столько смерть императора, сколько философа, ибо эти слова были иллюстрацией той философии, которой Марк Аврелий придерживался всю жизнь.
Родившись в знатной семье и получив прекрасное образование, Марк сделал успешную карьеру и, в конечном итоге стал императором, благодаря своим личным качествам и тому, что умел нравиться людям. В Риме тогда практиковалась такая традиция, как усыновление взрослых людей при живых родителях, когда кто-то знатный усыновлял молодого человека из другой семьи и дальше помогал в его продвижении, как сыну. Марк Аврелий был таким образом усыновлен три раза!
Хотя и собственная его семья была знатной и влиятельной. Отец был сенатором, мать — дочерью консула. При таких исходных обстоятельствах политическая карьера сыну была обеспечена.
Известно, что целенаправленно заниматься философией Марк начал заниматься довольно поздно — в 25 лет (обычно философы начинают в 1718 лет). Ему пригласили в учителя стоика Квинта Рустика, и тот сумел заинтересовать своего ученика стоицизмом. Одновременно молодой человек изучал право, что было обязательным условием успешной карьеры.
Став императором, Марк Аврелий не оставил занятий философией. Я думаю, он в принципе был человек интеллектуального склада ума, любил размышлять, читать, писать, так что наряду с обычными занятиями знати (пиры, разврат, различные развлечения, в том числе любование убийством на арене и вне ее, войны), он все же посвящал время еще и философии, думал о природе человека, смысле жизни и писал книги.
Согласно Марку Аврелию, главное в человеке — разум. Человек должен уметь руководить собой, привести свой разум в гармонию с природой и спокойно принимать все удары судьбы, ибо против неизбежного нет приема, кроме бесстрастия. Так же он относился и к смерти, сказав:
«Не кляни смерть, а приветствуй её, как одно из явлений, в которых выражается непреложный закон природы».
Стремясь следовать собственной же стоической философии, Марк Аврелий добился таки того, что оказался одним из наиболее приличных римских императоров. Время его правления потом воспринималось как некий Золотой век. Наследовавший ему сын Коммод выглядел на его фоне чудовищно, да и был бездарен и жесток.
Марк Аврелий умер от чумы во время похода против германцев. Эпидемия поразила войско. Смерть от этой болезни выглядит неопрятно, мерзко, никакой романтики тут нет. Разумеется, все было не так, как изобразил в своей картине Делакруа. Однако есть свидетельства, что на пороге смерти император вел себя достойно и умер, как стоик. Он приветствовал смерть, как и учил, велел соратникам позаботиться об армии, не плакать о нем, поручил им сына (которого не выносил).
Прежде чем всех отпустить, он сказал: «Я иду первый; пойдете и вы за мной; прощайте!». Во всяком случае, так написано в книге Эрнеста Ренана, а он, полагаю, опирался на римские источники. Почитайте его интересную книгу про Марка Аврелия, она называется «Марк Аврелий и конец античного мира». Жмите на виджет и выбирайте по той цене, которая вам подходит.