Золотой век Голландии. В эту эпоху творили художники, чьи имена с трепетом произносят ценители искусства в наше время. Одно из них — Ян Вермеер.
Примечательный факт, после ухода этого великого мастера его полотна оказались в различных частных коллекциях. Его творчество было предано забвению. Случалось, что его работы сбывали с рук за считанные медяки. И лишь в конце 19 века полотна Вермеера были оценены по достоинству. Сейчас и в страшном сне не представить, как «Девушка с жемчужной сережкой» уходит с молотка за несколько гульденов
Чем больше смотришь на эту картину, тем более живой кажется молодая особа, изображенная на ней. Кажется, что юная дева, едва закончила наряжаться и прихорашиваться. И теперь, забыв обо всем на свете, любуется чьим-то изысканным подарком: великолепными сережками с жемчужинами, что вдела в ушки. По мановению кисти художника, время замерло, и чудесный миг обратился в шедевр мировой живописи.
С полураскрытых губ готовится слететь восторженное восклицание; героиня явно отвечает на зов некоей персоны, которая судя по направлению ее взгляда находится чуть правее зрителя, но лишь на краткое мгновение. Характерное положение шеи и линии плеч говорит о том, что она готова вот вот вернутся к прерванному занятию. Скромную блузу украшает (и оттеняет) единственная деталь — ослепительно-белый аккуратный воротничок. Её прямая противоположность — затейливый золотисто-синий тюрбан, дающий понять: барышня отлично разбирается в современной ей моде. А изящная в своей лаконичной простоте серьга еще сильнее подчеркивает принадлежность героини к состоятельной аристократической семье. Тонкий овал лица, подчеркнутый игрой света и тени, вторит совершенной геометрии украшения. Художник будто-бы сравнивает красоту ювелирного изделия с совершенством облика самой героини портрета. Образ выступает из темноты, словно освещенный лучом солнца. На картине больше нет ничего — только она, девушка с жемчужной сережкой в ушке.
Кого же с таким старанием и тщательностью изобразил Вермеер? Личность красавицы с жемчужной сережкой — загадка на все времена. Споры среди поклонников таланта художника не прекращаются уже много лет. Возможно, это любимая дочь мастера — Мария. Или же дочь мецената, в коллекции которого впоследствии оказался этот портрет. А кому-то по душе более романтичная история о любви художника к своей служанке, послужившей моделью для написания шедевра. Увы, свою тайну «северная Мона Лиза» не раскроет нам никогда. Лишь будет все также загадочно сиять ее улыбка, да тихо мерцать жемчужная сережка.
Сегодня наследие Яна Вермеера Дельфтского —это всего навсего три с половиной десятка полотен. И каждое из них — настоящий подарок ценителям высокой живописи.
Несколько лет назад художественный мир облетело известие — в антверпенской Императорской капелле покажут копию одной из утраченных работ Вермеера. Искусствоведы ранее не рассматривали картину «Девушка с бокалом вина и музыкант, играющий на флейте» с точки зрения принадлежности кисти знаменитого художника из Дельфта.
Исследователи осторожно назвали полотно списком с работы Вермеера. Предположительно данная картина была написана в середине 17 века. К сожалению, оригинал работы утрачен. Но особенности композиции позволяют получить представление об исходном полотне. Особенная работа со светом и множество характерных деталей указывают на то, что копия сделана именно с картины Яна Вермеера.
Творчество великого голландца хорошо известно в России, пусть ни одного полотна этого автора нет в российских галереях. По счастью время от времени молодые энтузиасты воссоздают его картины в рамках любительских галерей или даже стрит-арта.