оказывается именно "крокодилА". Кто же такие "крокодилы" в царской России?
Пожалуй, не встретишь на Руси человека, который не слышал бы знаменитых и полных бессмысленности шутливых строчек:
«По улице ходила большая крокодила,
Она, она зелёная была,
Во рту она держала кусочек одеяла,
Она, она согреться не могла…»
Между тем, музыкальная основа бесшабашной песенки являлась серьёзным произведением известного музыканта Российской Империи, капельмейстера 15-го стрелкового полка Льва Исааковича Чернецкого, автора большого количества военных маршей. Музыкальное произведение патриотического характера носило название марш «Дни нашей жизни «и выдержало рекордное количество изданий и тиражей ещё при жизни автора. В годы Первой мировой войны марш стал очень популярен. Он был знаком многим на слух, так как часто звучал при проводах солдат на фронт (являлся аналогом «Прощания славянки»). Считалось, что эта музыка как нельзя лучше способствовала подъёму боевого духа русских людей.
Автор марша «Дни нашей жизни» Лев Исаакович Чернецкий.
Тяжёлые поражения и большие потери во время Первой мировой войны вызывали всеобщее разочарование. Последовавшее за ними «окопное сидение», превращало боевые будни в серую, унылую рутину, в которой у солдат появилось много свободного времени. Находящиеся на фронте одарённые личности стали развлекать себя и товарищей сочинением забористых стихов и частушек, весьма далёких от патриотической риторики. В большинстве случаев подмена текста производилась в знакомых песнях, либо новые стихи накладывались на всем известные мелодии. Так, один из экспериментов, привёл к рождению народного хита, получившего широкую известность под названием «Большая крокодила «.
Вопреки нормам русского языка героем шлягера являлся не «крокодил», а «крокодилА», что более соответствовало форме простонародной речи. Заморская рептилия бродила по улицам, занимаясь каким-то бессмысленным и беспощадным непотребством, за что заслужила мгновенную и прочную всенародную любовь. Откровенно дурацкая песенка подобно эпидемии, в короткие сроки захватила слух и воображение обывателей. Ритмика марша Чернецкого идеально совпала с гармонией стихотворной формы и срослась с ней навсегда.
Существует интересная версия, что текст «Большой крокодилы «имеет более глубокие корни, уходя в XVIII век. «Крокодилами» стали дразнить мастеровых старейшего в России Ижевского оружейного завода, лучших из которых награждали не медалями и орденами, а зелёными парадными кафтанами, украшенными нашивками из золотой тесьмы за беспорочную выслугу лет, высокой чёрной шляпой (цилиндром) и тростью. Неофициально такие мастеровые назывались «царскими кафтанщиками», представляя собой прослойку мастеровой «гвардии» — рабочей элиты.
Кафтан для выходцев из простонародья считался более желанной наградой, поскольку шился за счёт казны. При награждении медалью или, не дай бог, орденом, приходилось возмещать государству стоимость серебра и золота, затраченных на их производство. При этом, высочайшее пожалование мастеровому кафтана, давало работнику нечто, сравнимое с получением иммунитета. Царский указ гласил:
«Лица по состоянию своему не изъятые от наказаний телесных, но награждённые кафтаном, подвергаются наказаниям телесным только в тех случаях, когда они лишаются всех прав состояния или заключаются в смирительные дома. Могут лишаться пожалованного им кафтана не иначе как по суду уголовному, с Высочайшего соизволения. Отсылаются кафтаны в сём случае в Кабинет Его Императорского Величества…»
К концу XIX века причудливые по крою и фасону кафтаны уже были похожи на маскарадные костюмы и выглядели глубоким анахронизмом. Многим они напоминали вычурные «боярские шубы с царского плеча». Кроме того, в условиях подъёма революционного движения, чёрные цилиндры являлись неотъемлемым атрибутом того самого карикатурного капиталиста. От чего отдельные кафтанщики стали стыдливо заменять головной убор на незатейливый картуз, а сами кафтаны убирать в сундуки до лучших времен.
Интересно, что в похожую ситуацию попали выпускники Академии Генерального Штаба РККА в 1920−21 г. г. Им были пошиты «кричащие» зелёные мундиры, походившие на стрелецкие кафтаны времён Петра Великого с элементами прусской униформы фридриховской эпохи. Появление в боевых частях таких «расписных фазанов» вызывало буквально оторопь у командования и подчинённого личного состава. Поэтому из всего комплекта униформы в обиходе остались только красные фуражки и малиновые галифе, в качестве обозначения корпоративной принадлежности к выпускникам Академии Генерального штаба.
Последние случаи награждения парадными кафтанами относятся к 1915 г. В гражданскую войну своеобразным «эхом» прежних наград стали «революционные кожанки» для лучших оружейников Ижевского завода. Многие спросят: «А как же песня?». А песня до сих пор является народным хитом и прекрасно себя чувствует…