КОМИССАР ЧЕРНОГО КВАДРАТА (придуманный поляком Казимиром Малевичем алый стяг со свастикой привел в восторг Адольфа Гитлера)
«Казимира Малевича обычно вспоминают как автора художественного полотна под названием „Черный супрематический квадрат“. Его живопись кто-то ценит высоко, кто-то отвергает. О вкусах, в том числе художественных, не спорят. Но мало кто знает живописца Казимира Малевича как комиссара отдела изобразительных искусств при Совете народных комиссаров. Мандат ему подписал лично глава первого советского правительства Владимир Ленин в 1917 году, через месяц после того, как партия большевиков взяла власть в России. Был ли потомок польских дворян комиссаром в кожанке и с маузером в деревянной кобуре? Или он вершил революцию карандашом и кистью? Костюмер революции. Советское государство строило новый мир и нуждалось в новой форме для своих силовых ведомств. Царские знаки различия военной формы: погоны, кокарды, звездочки на погонах — были объявлены контрреволюционными символами и отвергнуты категорически. Но жизнь и боевая практика частей Красной армии и ВЧК требовали ввести знаки различия. Дилемму разрешил комиссар-художник Малевич, предложив свой вариант — результат его увлечения кубическими формами. Вскоре завораживающая „революционная геометрия“ получила официальную жизнь. 17 сентября 1920 года постановлением Совета труда и обороны Советской России были введены знаки различия для военнослужащих РККА, РККФ и ВЧК, предложенные будущим автором „Черного квадрата“. Теперь младшие командиры (сержанты и старшины) носили в петлицах треугольники углом вверх. Цвет петлиц различался по родам войск. Средние командиры (от младшего лейтенанта до старшего) носили в петлицах квадраты — знаменитые лейтенантские „кубари“. Старшие командиры (от майора до полковника) — вертикальные прямоугольники, так называемые „шпалы“. Высший комсостав — от комбрига до командарма — ромбы. Кстати, вплоть до 1935 года в СССР не было персональных воинских званий. Только после того, как Сталин очистил Кремль от „творцов революции“, возродились в армии лейтенанты, капитаны, майоры и полковники. И „старорежимные“ звезды засияли в петлицах первых маршалов Советского Союза. А летом 1940 года в РККА были восстановлены генералы с золотыми звездочками в петлицах. Но это все будет потом, а в начале 1920-х никто не мешал Казимиру Малевичу экспериментировать и творить. Впрочем, знаменитый черный квадрат в уменьшенном варианте был им обнародован еще летом 1920 года. „Лейтенантские кубари“, а также „шпалы“ и „ромбы“ в петлицах комсостава Красной армии и частей ВЧК художник предлагал сделать черными. Но траурный цвет Политбюро отвергло. Все же в советской России сражалась красная армия, а не черная. Кроме того, черные юмбы плохо смотрелись в петлицах. Особенно у артиллеристов, военных связистов и у бойцов инженерных войск, цвет петлиц которых, опять же по предложению Малевича, был черным. Черные звезды на буденовках также были окончательно заменены на красные. С черными звездами на крыльях и фюзеляжах в годы Гражданской войны летала советская авиация. Модельер для чекистов В 20-е годы в Красной армии и особенно на флоте еще служило немало „недобитых золотопогонников“, бывших царских офицеров, которые скептически оценивали новации потомка польского шляхтича. Вот в органах ВЧК-ГПУ, где служил куратор и патрон художника — Глеб Бокий, его никто не смел критиковать. Приказом № 78 от 17 мая 1922 года начальника ГПУ СССР для личного состава войск ГПУ (включая пограничные) и сотрудников армейских и флотских Особых отделов вводились особые знаки различия. В их основу был положен тот самый „черный квадрат“. Производные от квадрата, в частности ромбы, означали степень супермагической силы, которой должен обладать человек, носивший такие знаки различия в петлицах. Так, четыре ромба полагались начальникам Особых отделов военных округов и флотов. Раскрасил комиссар-художник и форму чекистов. Темно-синяя гимнастерка и галифе с красным кантом, темно-синяя фуражка с красным околышем — такая у них была парадно-выходная форма. А повседневная — вновь черная, вся, кроме алого канта такого же околыша фуражки. Воскреситель древних рун. На денежных купюрах, выпущенных в 1918 году ленинским советским правительством, красовалась… свастика. Такая, как на знамени Третьего рейха: черная свастика в белом круге посередине алого полотнища. И к этому символу приложил карандаш и кисть польский интернационалист. Привлекался ли комиссар Малевич к составлению рисунков первых советских денежных знаков? Во всяком случае символы дохристианского мира сильно интересовали оккультистов, к числу которых, несомненно, принадлежал и Глеб Бокий — куратор художника Малевича от ВЧК. Правда, в советской России символика дохристианской эпохи была вскоре отвергнута. Как идеология, альтернативная классическому христианству в его православном варианте, философия языческой Руси подходила. Но жрецы диктатуры пролетариата отрицали любое национальное самосознание у населения. Коммунистические идеологи выводили новую искусственную этническую общность — „советский народ“. Вот потому-то во вненациональной, социалистической России рунические симпатии Малевича не оценили. А в Германии, где набирала силу национал-социалистическая партия во главе с Адольфом Гитлером, языческая символика оказалась очень востребованной. Факт, подтвержденный датой командировки от ЦК РКП (б) в Берлин комиссара-художника Казимира Малевича летом 1920 года: именно тогда нацистская партия получила в свое распоряжение эскизы знаков различия для будущих штурмовиков и войск СС с изображением древних германских рун в петлицах, а также расцветки мундиров. Впрочем, в использовании дохристианских символов Малевич не был пионером. Еще в начале XX века капитан корпуса Генерального штаба царской армии Виктор Шавров издал итог своих поисков — книгу „Военные символы древних славян“. Воины киевской дружины князя Святослава, древние германцы и викинги приветствовали друг друга взмахом правой руки. Так же в XX веке нацисты приветствовали Гитлера. Классический оккультно-рунический символ: вертикаль и угол в 45 градусов. А придуманный поляком Казимиром Малевичем алый стяг со свастикой привел в восторг будущего автора сочинения „Майн кампф“, когда Гражданская война в России еще не завершилась. „Поздним летом 1920 года, — писал Гитлер в своей книге, — наш партийный флаг впервые увидел свет. Новое, невиданное дотоле знамя производило могучее агитационное влияние“. Знал бы вождь истинных арийцев, что восторгается плодом таланта „расово неполноценного славянина“ — польского художника Казимира Малевича. Да еще и комиссара ненавистных ему большевиков. Вот уж огорчился бы! Впрочем, в той же книге фюрер приписал авторство рисунка флага себе. Канули в Лету СС и ГПУ, а варианты черного квадрата кисти Казимира Малевича занимают почетное место в музеях всего мира». Александр СМИРОНОВ