«Живешь, пока на земле есть хоть одно существо, которое знало тебя. Потом будут смотреть на камень, которому придана форма твоего лица, и не думать о тебе как о таковом, а просто смотреть. А если спросят: «Кто это?» — никто, кроме официальных лиц, которым это положено по службе, не сможет ответить. И ни с чем живым этот камень не будет связан.
Владислав Вацлавович Дворжецкий (26 апреля 1939 — 28 мая 1978) — советский актёр театра и кино, известный по картинам «Бег», «Солярис», «Земля Санникова», «Капитан Немо», «Возвращение «Святого Луки», «Открытая книга» и др. Родился в Омске в семье актёра Вацлава Яновича Дворжецкого и балерины Таисии Владимировны Рэй. Детство маленького Владислава не было отмечено ни восторгом от театрального закулисья, ни встречами с омской культурной богемой. Владислав родился накануне войны, в тяжелое для страны время, которое отразилось на его детстве. Когда мальчику было два года, отца арестовали по обвинению в шпионаже, а мать целыми днями пропадала на работе. Владислав жил впроголодь, слоняясь по холодным сибирским улицам, и не помышлял связывать свою жизнь с искусством.
«В ХХ веке появилось новое поколение поклонников Дворжецкого. Это люди, которые родились после смерти актёра и смотрели его фильмы не в кинотеатрах, а только по телевизору или в Интернете. Но и у современных зрителей игра Влада тоже вызывает экранный шок. Этот шок объясняется не только глубоким талантом Дворжецкого, но и его невероятной магией. Конечно, Влад прекрасен в любой роли, но всё-таки его уникальный дар, своеобразная внешность и магическая привлекательность лучше всего раскрывались в исторических персонажах, в мистике, в фантастике». (Режиссёр Александр Свешников)
«Нередко мы говорили с ним о его ослепительной внезапной популярности, о зрительской любви к нему, несмотря на имидж актера отрицательного обаяния. Мне мерещился какой-то секрет, что-то вроде фаустовской сделки с Мефистофелем, а он лишь посмеивался, лукаво прикрывая свои пустынные глаза…» (друг Дворжецкого Дмитрий Виноградов)
«Влада трудно было назвать компанейским. Скорее он был замкнут в себе и, как мне показалось, не пускал никого в свой мир, но при этом был очень учтив и скромен. Владик попал на «Бег» совершенно случайно. Одна из ассистенток, перебирая фотографии актеров, просто споткнулась об его странные и огромные глаза, глаза-блюдца… Как известно, он был приглашен на маленькую роль из окружения Хлудова, а в результате был утвержден на самого Хлудова. Этот сложный образ давался Владику совсем непросто, но Алов и Наумов с тонкостью и изящной осторожностью вылепливали из молодого актера (по сути новобранца в кино) этого странного, смертеподобного человека, существующего на грани жизни и смерти. …Он ничего не играл, а просто существовал в заданных Аловым и Наумовым координатах, в четко заданном эмоциональном режиме, в строго обговоренном психофизическом состоянии… …у Влада было совершенно поразительное лицо — лицо человека-марсианина и пока еще полное отсутствие опыта».
(Михаил Ульянов «О Вацлаве и Владиславе Дворжецких»)
«Часы — это страшно, особенно страшно становится, когда обратишь на них внимание. Так, обычно их не замечаешь, есть они и есть, но стоит задуматься о времени как о чем-то вещественном, имеющем для тебя лично предел, и часы становятся носителем такого, от чего хочется выть, кричать, кусаться… Только все это безрезультатно, как во сне: ты что-то предпринимаешь, куда-то бежишь… Так и в этом случае: можно разбить ЧАСЫ, но ВРЕМЯ все равно будет отсчитываться, так, как ты это уже видел, ты уже это знаешь, наблюдал вспыхивающие беззвучно точки — секунды, появляющиеся ниоткуда цифры минут… И в такт этим вспыхивающим точкам в мозгу звучат слова: меньше, меньше, меньше… Меньше становится не времени, а тебя самого…»