Объятие, говорит он, нельзя разрывать. Что бы ты ни делала, не увеличивай дистанцию между нами. Если чувствуешь, что теряешь равновесие, держись за меня. «Для этого я здесь!..» — он говорит это, смеясь, и я понимаю, что мне необходимо учиться лучше держать равновесие, и тоже смеюсь.
Он учит меня дышать. Он говорит мне «Дыши!», и только тогда я замечаю, что перестала дышать. «Ровно, спокойно, глубоко дыши!»
Я и сама не знаю, когда и почему перестаю дышать. Может быть, когда боюсь совершить ошибку?
«Не бойся ошибаться! — это тоже один из его уроков. — И если ошибаешься, ошибайся с полным знанием дела, думая, что всё делаешь правильно!»
И я знаю теперь, что надо продолжать, даже если я ошиблась; продолжать двигаться дальше, забыв об ошибке или просто не придав ей значения. «Не останавливайся!!. продолжай, продолжай!» — говорит он. И я учусь продолжать, не останавливаясь…
«Двигайся легко, будь как пёрышко! все твои движения должны быть естественными. Ничего надуманного!» — вот то, чего он добивается от меня. Он требует самого простого и в то же время самого трудного: он требует от меня естественности. И, стараясь ей научиться, я понимаю, что экспрессия — это одно, а театральность — это совсем другое. И что надо жить, а не играть, даже если ты на сцене.
«Расслабься, полностью расслабься», — он не устаёт мне это повторять с самого первого нашего урока.
«Расслабь мышцы спины, я чувствую твоё напряжение и оно передаётся мне.» Абсолютное спокойствие и умение перейти от одного состояния к другому, не теряя этого спокойствия — вот то, чему он учит меня. Я уже понимаю, я поняла, как это важно, как это красиво — в самом сложном, в самом головокружительном движении, почти полёте, сохранять внутренний покой.
«Иди ко мне», — говорит он. На самом деле эти слова не нужно произносить, это невербальное приглашение партнёра, на которое партнёрша отвечает телом, отвечает, проявляя полное доверие.
В этом движении задействованы мышцы бёдер и живота. «Расслабь мышцы! ещё, ещё!.. вот сейчас ты расслаблена. И сейчас, когда ты расслаблена, я не ощущаю веса твоего тела.»
«Ты должна идти за мной не раздумывая, идти туда, куда я тебя зову — с удовольствием, не сомневаясь. Ты не можешь сказать мне…» — он задумывается на секунду, — «не можешь сказать мне: я пойду за тобой, если только сама захочу. Раз я позвал, ты должна откликнуться мгновенным своим согласием со мной идти .»
Mои уроки танго стали для меня и уроками жизни, когда в мою жизнь вошёл Учитель. Учитель, который говорит мне очень важные вещи. Который говорит мне, например: «Делай только то, что ты делаешь.» И его слова продолжают звучать у меня в ушах и когда я выхожу из танцевальной академии. Потому что это так просто, так правильно и одновременно так сложно — делать только то, что предлагает тебе твой партнёр по танцам — или жизнь — в каждый следующий момент.
Жизнь — великолепный, безупречный партнёр! Жизнь умеет тебя вести как никто, надо только научиться откликаться на каждое её движение, и не задумываться о том, что тебя ждёт дальше. Потому что, танцуя с гениальным партнёром, предугадать даже следующий шаг и подстроиться под него — невозможно.
И кажется мне, что мудрость всех философий, включая философию танго, как раз и заключается в том, чтобы уметь доверять. Доверять партнёру и доверять жизни.
А доверие — это так сложно. И так просто.
И всё-таки, наверное, очень правильно.