Можно ли спасти космонавта, если он улетел в открытый космос?
Как вернуть его на орбитальную станцию?
Бывали ли такие случаи?
Чем рискуют космонавты, выходя за пределы корабля?
Периодически астронавтам приходится покидать станцию.
Причины могут быть разными — от мелкого ремонта до исследований и даже прогулки для визуального осмотра корабля.
Это — самая экстремальная деятельность, из всех, которыми когда-либо занимался человек.
Первым таким героем в истории был советский космонавт Алексей Леонов. Сегодня выходы в открытый космос стали регулярными. Но от этого они не перестают быть максимально рисковым мероприятием.
Специальные скафандры являются орбитальной станцией в миниатюре. В них также есть система жизнеобеспечения, но на очень недолгий срок. Выходя из шлюза, космонавт попадает в ситуацию, когда любая его оплошность или сбой в работе может стать последней. И спасти его никто не сможет.
Искусственный спутник Земли
Если подвела страховка, то удалившись даже на полметра от станции, человек обречен.
Как и любое тело в невесомости он будет продолжать бесконечное движение, медленно вращаясь вокруг своей оси.
Критичное расстояние — вытянутая рука товарища. Если он не успел ухватить оторвавшегося, то уже нет никаких вариантов вернуться.
В невесомости любые движения конечностями не меняют ни скорости, ни курса.
Траектория будет зависеть от последнего толчка от поверхности. В какую сторону был импульс — туда скафандр и будет бесконечно лететь. Так уже несколько лет искусственным спутником Земли является сумка, упущенная женщиной-астронавтом. Так и летает вокруг планеты.
Сгореть или задохнуться?
Если случайно последний толчок оказался в сторону Земли, то через какое-то время космонавт окажется в зоне гравитации, начнет падать через плотные слои атмосферы, где и сгорит. Ведь скафандр на такие перегрузки не рассчитан.
Если последний импульс отправит тело в любом другом направлении, то космонавт будет летать вокруг планеты. Через 5 суток у него кончится воздух.
Никаких приспособлений, чтобы из корабля поймать и втянуть потеряшку, пока не создано.
Есть реактивные ранцы, которыми, в крайнем случае, можно попытаться изменить направление движения.
Включив его, можно предотвратить вращение и остановиться. Затем, за счет ручного управления, можно попытаться лавировать, приближаясь к кораблю.
Если космонавту удастся направить свой скафандр к шлюзу, то есть шанс схватить его вручную. Но только если в открытом космосе находятся еще несколько членов экипажа.
Опасность при управлении ранца кроме сложности управления им представляет угроза соприкоснуться с обшивкой корабля.
Она частью покрыта острыми элементами. Если повредить о них скафандр, то человека внутри ждет почти мгновенная декомпрессия.
Лишь бы страховка не подвела…
Единственное средство защиты от столь печальных сценариев — страховочный трос, привязанный к лебедке. Без него покидать корабль запрещено.
Попытка спроектировать какие-либо механизмы для вылавливания в открытом космосе космонавта с отцепившимся тросом делались только при создании Шаттла. Но он давно уже не эксплуатируется.
Поэтому картина с медленно отплывающим от станции скафандром и концом троса следом за ним — излюбленный сюжет космических ужастиков. И один из самых сильных профессиональных страхов по признанию самих участников экспедиций.
Были ли такие случаи?
По официальным данным потерянных в открытом космосе за всю историю не было.
Но случаи на грани свободного полета бывали.
Один из советских космонавтов вспоминал, что успел вытянутой рукой ухватить скафандр своей коллеги и втянуть ее внутрь. Он увидел, что страховочный крепеж отцепился.
Что будет, если космонавт улетит в открытый космос
В 1973 году астронавты Пит Конрад и Джо Кервин пытались высвободить заклинившую солнечную батарею. Внезапно она отскочила и сильно толкнула Пита и Джо в открытый космос. Ранцев тогда не было. Астронавтам пришлось пережить несколько отчаянных секунд на максимальном натяжении троса. Но он выдержал. Не потерявшие силы духа мужчины сумели на нем потихоньку подтянуться к шлюзу.
Из-за этих рисков и общей скованности движений в скафандре при выходе в открытый космос действуют максимально жесткие правила техники безопасности. Люди работают в паре, привязавшись тросом друг к другу. Первый космонавт, выйдя, пристегивает себя и напарника к станции. Только после этого второй покидает шлюз, уже имея двойную страховку.
Условия в невесомости создают огромное напряжение и требуют концентрации всех сил, поэтому даже несложные операции за бортом корабля идут на пределе возможностей. Для безопасности последние годы в НАСА стараются существенно ограничить количество выходов и продолжительность нахождения вне корабля.