О каслинском художественном литье заговорили в начале 60-х годов XIX в. — после петербургской выставки Вольного экономического общества, где произведения уральских мастеров впервые были показаны широкому зрителю и получили Малую золотую медаль. Около полутора веков отделяло это событие от времени Петра Первого, который по меткому слову Пушкина, «Россию поднял на дыбы».
Реформы его, направленные на быстрый подъем отечественной промышленности, изменили и привычный уклад жизни Урала. Прошло время старателей-одиночек и крошечных фабрик — один за другим возникают заводы, приезжают специалисты-металлурги, переселяются крестьяне, ставшие вместе с коренными жителями первыми уральскими рабочими.
И вот в 1747 г. на берегу живописного озера Касли купец Я. Коробков основывает небольшой завод, поначалу ничем не отличавшийся от остальных. Правда, при новом владельце Н. Демидове здесь уже производят великолепное железо с клеймом «два соболя», которое пользовалось большим спросом не только в России, но и за границей. Однако подлинную славу каслинцам принесло искусство художественного литья.
В XVIII в. почти на всех уральских заводах пытались освоить фигурное литье из чугуна. Сначала простейшее — печные заслонки, детские игрушки, посуду, затем и более сложное — ограды для памятников и парков, садовую мебель. Однако именно каслинскому заводу суждено было стать единственным в своем роде предприятием, специализирующимся на выпуске художественного литья высочайшего качества, и сделать старинное искусство уральских рабочих всемирно известным.
Успехи каслинцев объясняются целым рядом причин, среди которых прежде всего надо отметить великолепие самого материала — местного чугуна, выплавляемого на древесном угле. Необыкновенно пластичный, свободно льющийся, он послушно заполнял наисложнейшую форму. Огромное значение имело и безупречное знание мастерами технологии производства, слагающегося из многих взаимосвязанных процессов.
На заводе возникли целые династии литейщиков, формовщиков, чеканщиков, которые до мелочей изучили секреты своего дела. От зари до зари работая в темном душном цехе, они, тем не менее, считали себя участниками творчества и действительно были своеобразными соавторами скульпторов-профессионалов.
Прежде всего бронзовая модель попадала к формовщику. Каслинцы виртуозно владели приемами кусковой формовки, при которой нужно безошибочное умение так разделить поверхность модели, чтобы впоследствии получилось как можно меньше швов. О поистине фантастическом мастерстве местных формовщиков доныне свидетельствуют часовые цепочки, составленные из отдельно отлитых и продетых друг в друга колечек.
Работу над скульптурой продолжал чеканщик. Точно рассчитанными ударами он устранял недостатки отливки и выявлял форму, детали, фактуру. Завершался технологический процесс окраской чугуна, от природы имеющего серый цвет. Классический черный цвет художественного литья придавал скульптуре особую выразительность. В 70−90-е годы XIX в. творчество каслинцев удостоилось международного признания. Призы привозили из Милана, Филадельфии, Лондона, Копенгагена!
Работы П. Клодта стали классическими образцами каслинского литья. Широко известны вольные копии его конных групп с Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Наиболее выразителен «Конь с попоной». Композиция, развернутая по диагонали, очень динамична и создает впечатление ничем не сдерживаемого бунта природных сил. Четкий стремительный силуэт, сильные контрасты света и тени, энергия складок падающей ткани, летящая грива коня! В уральских музеях хранится большое количество произведений неизвестных художников, которые отличает особая теплота и задушевность мотивов.
Начало ХХ в — период больших международных выставок, где демонстрировались научные и культурные достижения разных стран. Наибольший успех выпал на долю уральских мастеров в Париже на всемирной выставке 1900 г. Специально для нее был отлит чугунный павильон, единодушно получивший «Гран-при». Он стал центральным экспонатом русского отдела — своеобразным символом России.
Павильон создавался два года. Здание напоминало сказочный шатер, увенчанный ажурной короной. Главный вход украшал тяжелый бархатный балдахин, поддерживаемый чугунными пиками. Бархат же был фоном для сквозного узора, который образовывал стены. Главная тема орнамента — Древняя Русь: герои легенд и былин, персонажи народных сказок, вещие птицы Радости и Печали, ладьи, драконы, рыбы, травы — все это создавало фантастический образ, надолго запомнившийся гостям павильона.
Павильон работал днем и ночью. Каслинцы отвечали на тысячи вопросов, дарили восхищенным парижанам миниатюрные брелоки. Один из посетителей — американец — увез домой просто кусочек чугуна. После закрытия выставки павильон перевезли в Россию. Сейчас он демонстрируется в залах Екатеринбургской картинной галереи.
Во многих городах России можно увидеть замечательные произведения чудо-умельцев. Но если сумеете побывать в музеях Урала, полюбуйтесь на шедевры каслинского литья. И вас непременно охватит гордость за русских мастеров.