Богатая фантазия гениев двигает прогресс и толкает своих обладателей на совершенно сумасбродные поступки. Как Матисс преодолевал свою фобию, почему Караваджо был вынужден пригрозить натурщикам, и кто занимался стрельбой по мухам — в этих историях творцы предстают большими оригиналами.
Леонардо да Винчи: без сна, но с шифрами
Великий Леонардо считал: жизнь слишком интересная, чтобы тратить время на сон! Гений спал примерно по 4 часа в сутки. Еще он обожал создавать секретные послания: писал письма задом наперед, чтобы читать их приходилось в зеркале.
Гений шифровал не только личные послания, но и записи об изобретениях. Возможно, мастер считал, что человечество еще не готово к такой информации — а значит, нужно спрятать все открытия в ребусах для будущих поколений.
Кроме того, Леонардо любил оставлять произведения незаконченными, ведь незаконченность подразумевает продолжение. Пока картина не дописана, она живет.
Сальвадор Дали: cны и явь без границ
Талантливый мужчина с большими усами любил эпатировать публику: разгуливал по улице с муравьедом, давал интервью на дереве, читал лекции в водолазном костюме, утверждая, что так ему легче плавать в океане своего подсознания.
Когда умер старший брат художника, родители поспешили со вторым ребенком, чтоб забыть горе, и назвали его также, как и первенца — Сальвадор. В воспоминаниях Дали писал, что все его странности — попытка доказать самому себе, что он существует, а не является репликой старшего брата.
Вряд ли странность была полностью надуманным коммерческим образом Дали. Скорее, благодаря музе Гале он сумел превратить свои недостатки в достоинства, сделав причуды преимуществом.
Однажды, гостя в парижском отеле Le Meurice, Дали попросил привести в номер отару овец, а затем стал стрелял по ним холостыми. В другой раз художник попросил персонал ловить для него мух в саду Тюильри. За каждую Сальвадор платил по пять франков.
Возможно, мухи нужны были художнику для какой-то инсталляции? Ведь делал же Ян Фабр серию полотен из крыльев жуков — Дали вполне мог предвосхитить тренд использовать насекомых в целях искусства!
Пикассо: стрельба, но не по голубям
Другой великий испанец тоже любил пострелять: возвращаясь под утро в Бато-Лавуар, художник палил в воздух ради удовольствия. Напомним, Бато-Лавуар — это знаменитое общежитие на Монмартре, где жили Пикассо, Модильяни и многие другие художники.
В общежитии молодому художнику нельзя было обзавестись хозяйством, а вот в своем доме взрослый Пикассо почти всегда держал голубей. Несколько голубок были подарены ему Анри Матиссом.
Рисовать этих птиц испанец полюбил задолго до создания Голубя мира. В детстве отец, художник Хосе Руис Бласко поручал сыну дорисовывать лапки голубей.
Пикассо шутил, что не понимает, почему именно эту птицу выбрали символом мира. По его мнению, голуби были самыми сварливыми крылатыми и могли запросто заклевать друг друга до полусмерти за крошки хлеба.
Анри Матисс: главное — перестраховаться
У Матисса было немного странностей, как для художника. Самая заметная — страх остаться ненужным. Мастер боялся потерять зрение, поэтому выучился играть на скрипке, чтобы в случае чего иметь возможность подрабатывать уличным музыкантом.
В принципе, больше очевидных странностей у Матисса не было — разве что довольно яркая неприязнь к арт-дилеру Амбруазу Волару.
Энди Уорхол: холоден, как лед
Художник обладал аналитическим умом, развитой логикой и умением просчитать реакции многих событий и поступков. Иногда все эти свойства выливались в пугающую безэмоциональную холодность короля поп-арта.
Так, узнав, что один из посетителей «Фабрики» выбросился из окна, Уорхол ответит просто: «Ему стоило меня предупредить: какие пропали кадры!».
Кстати, вы наверняка помните знаменитую банку томатного супа Campbell, увековеченную Уорхолом? Уже будучи очень состоятельным человеком, художник не мог отказать себе в удовольствии отобедать трехкопеечным супом, и часто ел его прямо из банки.
Караваджо: преступник во всем
Гениальный художник всю жизнь скитался, предпочитал общество куртизанок, бродяг, завсегдатаев питейных заведений. Именно связь с куртизанкой сделала Караваджо преступником. Девушка позировала ему для полотна «Святая Катерина». Художник поссорился с другим ухажером фаворитки и смертельно ранил его в драке.
Как-то в Месине Караваджо познакомился с состоятельным купцом Джовани Баттиста де Ладзари, который заказал ему картину. Художник решил нарисовать покровителя заказчика — Святого Лазаря. И, так как Караваджо любил писать с натуры, для реалистичности полотна «Воскрешение Лазаря» он приказал двум натурщикам много часов к ряду держать на руках тело погибшего молодого человека. Поначалу те отказались, но Караваджо пригрозил ножом, и модели смирились с задумкой мастера.
Михаил Врубель: сам себе вредитель
Страдая от неразделенной любви, Врубель полосал себя ножом. Дама сердца Эмилия была женой археолога и культуролога Адриана Прахова, который руководил росписью Владимирского собора в Киеве.
Чувства прошли — но шрамы остались. Как и портрет Эмилии в образе девы Марии, который находится в Кирилловской церкви. Есть время и желание — следует по Киеву за Врубелем, разглядывая картины…
И снова о странностях. «Несносный характер, пьянство, привычка сорить деньгами и портить собственные картины. Михаилу Врубелю подошли бы слова, которые Эдгар Дега однажды сказал Джеймсу Уистлеру: «Вы — самый странный человек из всех, что я знаю.
В последние годы великий архитектор настолько увлекся своей вечной работой, что перестал следить за одеждой и вообще окружающим миром. Это было странно, ведь в молодости Гауди славился не только талантом, но и безупречным стилем, костюмами и привычкой объезжать строительные объекты на собственном кортеже. Антонио Гауди: презрение к материальному
Пожилого Гауди иногда принимали за нищего. Он мог выйти в разных ботинках, забыть поесть, а однажды, увлекшись мыслями, попал под трамвай. Извозчики не хотели вести грязного старика в больницу. В итоге его доставили в клинику для бедных. К сожалению, великого человека не удалось спасти. Гений, подаривший Европе Дом Висенса, Дом Бальо, Храм Святого Семейства, внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и многие другие шедевры архитектуры, скончался в бедности.
Его похоронили в нижней церкви (крипте) Храма Святого Семейства. Это тот самый Храм, строительство которого началось в 1882 году и продолжается по сей день.
Ван Гог увлекался френологией, связывающей форму черепа человека с психологическими особенностями личности, Тициан предпочитал пышнотелых дам и обожал такси — дилижансы, Николай Ге сыпал афоризмами и отрицал красоту человека, растил овес и клал печи