Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В данном случае речь пойдет об известном художнике Илье Глазунове, у которого была всенародная известность и даже слава. Я помню выставку Глазунова в самом начале 90-х в Петербурге, в Манеже. Очередь туда стояла почти такая же, как в те же годы в московский Макдональдс. Последующие его выставки такого ажиотажа уже не вызывали, хотя интерес к ним был неизменен.
Как и подавляющее большинство художников, Илья Сергеевич писал автопортреты. Интересно проследить, как менялось его видение собственной личности, отраженное на этих полотнах.
Больше всех его автопортретов мне нравится лирическая картина «И снова весна». Здесь Глазунов изобразил свое серьезное лицо со сжатыми губами, специально подчеркнув морщины и седину, на фоне цветущей сирени и петербургского пейзажа. Картина явно имеет философский смысл, который прочитывается очень ясно. Художник тут размышляет о течении времени, вечной цикличности природных явлений и быстротечности молодости.
Картина была написана в 2009 году. К тому времени манера художника полностью определилась, но в этом автопортрете Глазунов вернулся к той стилистике, которая была ему присуща в 60-е годы. Этим он как бы передал привет своей молодости.
Начало творческого пути Глазунова было довольно шумным, так как первая же его выставка имела большой успех. Это было в 1957 году. На той выставке особое внимание привлекла работа «Дороги войны». То, что художник в теме войны показал не победы и героизм, а отступление советских солдат, в те годы воспринималось как совершенно революционное видение. К тому же был очевиден талант художника. Кстати, эту картину потом пришлось вообще уничтожить, после того, как в 1977 году была закрыта из-за нее очередная выставка.
В 60-е годы стали получать известность портреты кисти Глазунова. Он изображал своих моделей очень реалистично, но при этом привлекательно, выявляя лучшие их черты. Пошли заказы, в том числе от известных людей, включая политиков, глав государств, в том числе Брежнева.
«Автопортрет с семьей» относится к 70-м годам и ярко показывает тогдашний стиль и настрой художника.
Большое влияние на него оказывал Сергей Михалков. Это знакомство сам Глазунов называл знаковым для своей жизни. Признанный классик советской детской литературы, автор слов гимна СССР, депутат Верховного Совета Михалков был очень влиятельным человеком, так что его влияние помогало Глазунову.
Кроме того, этих людей объединяли идеологические взгляды. Илья Глазунов с молодых лет был настроен крайне патриотично. Его любовь простиралась именно на Россию, а не на Советский Союз, хотя имперский характер этой страны был по душе художнику. Однако Глазунов считал, что все эти внешние атрибуты демократии (выборы и проч.) не нужны. Россия должна быть православной монархией с четко определенной сословностью, где чернь знает свое место, а аристократия правит ими.
С годами Илья Сергеевич все больше обретал барские черты. Разумеется, себя он считал элитой общества, белой костью и властителем дум.
Свои взгляды он выражал в творчестве. В 1978 году была выставлена грандиозная картина «Мистерия ХХ века», ставшая супер-популярной. Здесь художник показал самые знаковые (на его взгляд) события ХХ века, обозначил наиболее известных личностей эпохи. Среди них он скромно поместил и себя.
Убеждения Глазунова со временем только крепли, и идеи самодержавия, православия и народности, явный антисемитизм, ненависть к советской власти, презрение к «черни» отчетливо проступают в его полотнах, особенно в огромной картине «Вечная Россия», обнародованной в 1988 году.