В начале 30-х годов прошлого века нью-йоркский Рокфеллеровский центр искал исполнителя для создания гигантской фрески в центральном холле нового здания. По замыслу Джона Рокфеллера, интерьер центра должен был вызывать не только восхищение, но и чувство преклонения перед величием увиденного. В конце концов, эту работу блестяще выполнил испанский художник Хосе Мария Серт, но… было бы скучно, если бы всё было так просто. Мы расскажем Вам, что произошло «до того, как».
Рокфеллер-младший мечтал получить нечто особенное, этакий Храм Современного Искусства; ясно, что для подобных целей и мастер нужен был особый, — с именем, узнаваемым почерком. Двое мэтров — Анри Матисс и Пабло Пикассо — уже вежливо отказали, сославшись на чрезвычайную занятость. Доподлинно неизвестно, как жене магната пришла в голову мысль пригласить Диего Риверу, но Джон Рокфеллер неожиданно согласился, возможно, руководствуясь принципом «искусство выше политики». Долго уговаривать Риверу не пришлось: художник с энтузиазмом принялся за исполнение монументальной фрески.
Это сейчас Диего Риверу чаще всего вспоминают как мужа несравненной Фриды Кало, а их совместные фото гораздо популярнее, чем собственно живописные полотна этих самобытных мексиканских художников. В 30-е годы Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригес, потомок испанской знати по отцовской линии, слыл большим другом СССР, состоял в коммунистической партии Мексики и даже приютил в своём богемном Синем доме опального Льва Троцкого.
Гигант во всех смыслах этого слова, Диего был велик и телом, и душой, и мощью своего таланта. Именно он стал одним из основателей мексиканского мурализма, вдохновившего многих живописцев того времени на создание монументальных полотен, отображавших революционные настроения простого народа. Монументализм являлся главной страстью Риверы, сделавшей его всемирно известным; так что, в принципе, понятно, почему Джон Рокфеллер доверил художнику оформление Центра. «Человек на распутье» — всего лишь общая тема, предложенная заказчиком, которую знаменитому мексиканцу предстояло облечь в конкретные образы.
Живописец выполнил заказ в срок, и… был выдворен разгневанным Рокфеллером из Центра без оплаты гонорара. Меньше, чем через год фреска навсегда исчезла со стен холла, оставшись лишь на чёрно-белых фото. Пока рабочие отбивали краску в нью-йоркской резиденции мультимиллионеров, Диего Ривера тоже не терял времени даром. Ровно через год в Мехико, в здании Дворца изящных искусств он не только полностью воссоздал своё гениальное творение, но и внёс в него некоторые детали.
«Человек прогресса», как и прежде, оказался в компании В.И.Ленина, К. Маркса, Ф.Энгельса. Всё также шагали стройные колонны рабочих по Красной площади, а навстречу им ощетинились штыками полчища в противогазах и полиция, разгоняющая демонстрантов. В новом варианте художник доверил держать знамя IV Интернационала партийному другу Л.Д. Троцкому, а в буржуазном «блоке» увековечил своих обидчиков — сына и отца Рокфеллеров. Справедливость хотя и окольным путём, но всё-таки восторжествовала.
Кроме монументальной настенной росписи великий мексиканец оставил роскошную галерею женских портретов, в которых, кажется, воплотил всю свою пылкую страсть и детскую наивность. Диего Риверо, страстный гений и великий ребёнок, сегодня актуален, как никогда. Его умению видеть жизнь во всех её противоречиях и беззаветно верить в светлое будущее стоит поучиться.