…
«Когда признается объективное существование зла, очень немногое может соперничать с географией и тем более с историей — этой золотой жилой как для ученых мужей, так и для бандитов.
Ни религиозные — православие, католицизм, мусульманство, ни этнические различия ничего не значат. Они утрачивают значение при первом убийстве.»
«Обращаться к истории в данной ситуации просто нелепо. Каждый раз, когда кто-то нажимает курок, чтобы исправить историческую ошибку, он лжет. Ибо история не делает ошибок, так как она не ставит никакой цели перед собой. Курок нажимает всегда тот, кто преследует свой личный интерес, а к истории он обращается, чтобы либо избежать ответственности, либо заглушить укоры совести.
Ни один человек не способен оправдать свои действия, в особенности убийство — в исторической ретроспективе, особенно в импровизированных категориях, а тем более глава государства…»
«…мы должны помнить, что все это не должно было произойти. Но раз так случилось, это может быть остановлено. Тот факт, что это не было сделано, означает, что продолжение кровопролития кому-то на руку. Если тот, кто может остановить кровопролитие, не делает этого, значит, он получает от этого выгоду.»
* * *
МОТИВ БОСНИИ
Просто помни, что пока
тянешь скотч и ждёшь звонка,
мошку хлопнешь, чешешь уд —
их убьют.
В городках потешных пусть
от снарядов и от пуль
прячется невинный люд —
их убьют.
В тех неведомых местах
крикнуть напоследок страх
не даёт, тугой как жгут —
их убьют.
Раз тобою избран сноб,
чей политкорректный трёп
ложь возводит в абсолют —
их убьют.
Брат славянский, лепота
столь невместна, что летать
ангелы страшатся тут.
Их убьют.
Взгляд Истории таков,
что — по Каину — тишком
в пищу выбрать норовит
кто убит.
Помни же, свой матч следя,
и баюкая дитя,
и вникая в курс валют —
их убьют.
Время, суд бесстрастный чей
делит жертв и палачей,
числит тех, кто не причём —
палачом.
ИОСИФ БРОДСКИЙ
1992
Перевод с английского Виктора Куллэ