«Мир искусства» — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев, при финансовом содержании княгини М. К. Тенишевой.
Объединение громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.
С 1900 по 1904 для объединения были временем особого единства эстетических и идейных принципов.
Для «мирискусников» искусство свободно от этики, навязываемой общественно-политическим устройством, но сохраняет свои эстетические функции.
Именно эта их позиция противоречила идеям народничества «передвижников». «Мирискусники» называют их «псевдо-реалистами» или «декадентами реализма», считают передвижников носителями «утилитаристких» взглядов на искусство.
Для мирискусников «произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Русский и советский художественный критик Я. А. Тугендхольд отмечал, что «…в основе „идейной“ и „гражданской“ живописи наших передвижников лежали чисто-русские и глубокие причины: „болезнь совести“, психология кающегося барства… „передвижничество“ на долгое время застраховало нас от последующих художественных открытий „аморального“ запада!» (под «открытиями аморального запада» он имел ввиду импрессионистов и их последователей).
В объединении состояли следующие художники: Л. Бакст, А. Бенуа, И. Билибин, И. Браз, И. Вальтер, Ап. Васнецов, Н. Досекин, Е. Лансере, И. Левитан, Ф. Малявин, М. Нестеров, А. Обер, А. Остроумова, В. Пурвитис, Ф. Рушиц, С. Светославский, К. Сомов, В. Серов, Я. Ционглинский, а также издатель-редактор одноименного журнала С. Дягилев. Иллюстрированный журнал «Мир искусства» выпускался издательством Голике и Вильборг, обеспечившим высокое качество печати иллюстраций.
После 1904 года объединение утратило идейное единство. В 1904—1910 годах большинство членов «Мира искусства» входило в состав «Союза русских художников».
На учредительном собрании в 1910 году председателем «Мира искусства» был избран Н. К. Рерих.
После Октябрьской революции многие деятели объединения были вынуждены эмигрировать. Последняя выставка «Мира искусства» проходила в Париже в 1927 году.
Подробнее об основателях.
Александр Николаевич Бенуа (1870−1960) — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Некоторое время учился в Императорской Академии художеств, но не закончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая. Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Объединение привлекало внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Бенуа — один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот термины «авангард» и «русский сезаннизм».
В 1903 году Бенуа создал серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Однако они были отвергнуты как «декадентские». Их напечатал в журнале Дягилев, после чего они получили известность, впоследствии стали значительными для книжной графики.
После революции, в неспокойные 1917−1920-е, Бенуа сберёг и собрал сокровища Эрмитажа и Русского музея. С 1919 года Бенуа возглавлял картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Последней работой Бенуа в СССР стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро». В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. П. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре «Ла Скала».
Сергей Павлович Дягилев (1872−1929) — русский театральный и художественный деятель, один из основателей группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр. В 1898 году совместно с А. Н. Бенуа стал инициатором создания журнала «Мир искусства», издававшегося С. И. Мамонтовым и княгиней М. К. Тенишевой; был его редактором (с 1903 года — совместно с Бенуа), с 1902 года руководил изданием. В 1898—1904 годах также сам писал искусствоведческие статьи; является автором монографии о художнике Д. Г. Левицком (1902).
Выпуском журнала первоначально занимались княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, однако с 1902 года эти полномочия перешли к С. П. Дягилеву, который одновременно выполнял обязанности редактора. Увеличение нагрузки привело к тому, что уже с 1903 года журнал стал редактироваться совместно с А. Н. Бенуа. Эта же вакансия предлагалась и А. П. Чехову, но тот ответил отказом: «В журнале, как в картине или поэме, должно быть одно лицо и должна чувствоваться одна воля. Это и было до сих пор в „Мире искусства“, и это было хорошо. И надо бы держаться этого».
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1858−1928) — русская дворянка, общественный деятель, художница-эмальер, педагог, меценат и коллекционер. Основатель художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино. Уезжала в Париж учиться пению у знаменитого музыкального педагога того времени — Матильды Маркези, так как имела хороший голос (меццо-сопрано). Там же в Париже познакомилась с Иваном Тургеневым, Константином Маковским, написавшим ее портрет, и Антоном Рубинштейном.
Савва Иванович Мамонтов — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Академик Императорской Академии художеств.
Савва Мамонтов вошёл в историю русского искусства как меценат и покровитель художников и артистов. В Абрамцевском художественном кружке, созданном в принадлежавшем Мамонтову подмосковном имении Абрамцево, сумели раскрыть себя такие живописцы, как Валентин Серов, Константин Коровин, Виктор Васнецов и другие.
Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. При его активной поддержке широкая зрительская аудитория смогла познакомиться с исполнительским мастерством Фёдора Шаляпина, который был солистом этого театра во второй половине 1890-х годов.
Все участники объединения, «мирискусники» выделялись каждый по- своему, и, однозначно, были талантливы. Но в данной статье рассмотрим только нескольких: Л.С. Бакст, К.А. Сомов, М.В. Нестеров, Ф.А. Малявин, Е.Е. Лансере, О.Э. Браз.
Лев (Леон) Самойлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич Розенберг; 1866−1924) — художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.
Кисти Бакста принадлежат портреты многих деятелей искусства: Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Михаила Фокина, Иды Рубинштейн, Клода Дебюсси, Жана Кокто и др. Большое влияние Бакст оказал на моду того времени, создавая рисунки тканей и модели костюмов.
В 2016 году в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялась художественная выставка «Время и творчество Льва Бакста». В том же году прошла выставка Бакста в Санкт-Петербурге в Русском музее.
2. Константин Сомов
Константин Андреевич Сомов (1869−1939) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Академик Императорской Академии художеств.
Сомов известен как мастер книжной графики, создавший иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901). Ему же принадлежат обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.
Сомов-график осваивал старинные техники: например, использовал веленевую бумагу, которая наклеивалась на мягкий текстиль с целью изменить движение карандаша. Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой работал в области мелкой пластики: выполнил изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905) и др.
С июня 1917 по апрель 1918 года Константин Сомов был художественным консультантом Императорского Фарфорового Завода. После переименования завода в Государственный фарфоровый завод баллотировался на должность художественного руководителя предприятия, но по количеству голосов проиграл С. В. Чехонину.
В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой. В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка в Третьяковской галерее.
В 1923 году Сомов выехал в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38-ю произведениями. В СССР он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру в Париже.
3. Михаил Нестеров
Михаил Васильевич Нестеров (1862−1942) — русский и советский художник, живописец, участник Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства». Академик живописи. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Сталинской премии первой степени.
Художник интересен тем, что состоял и в товариществе передвижников, и в «Мире искусства», хотя идеи этих сообществ различались. Также художник принял революцию 1917 года и сумел подстроиться под новую ветвь искусства СССР.
4. Филипп Малявин
Филипп Андреевич Малявин (1869−1940) — русский живописец, график. Автор Ленинианы. Помимо В. Ленина, писал с натуры А. Луначарского, Л. Троцкого. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Работал на стыке «модерн», импрессионизма, экспрессионизма.
Имение Малявиных в 1918 году было национализировано, в отличие от его произведений, большую часть которых ему удалось вывезти за границу. Осенью 1922 года Малявин выехал с семьёй за границу, получив разрешение на устройство передвижной выставки своих картин. Семья обосновалась в Париже, где он писал портреты по заказу и где в 1924 году в парижской галерее Шарпентье состоялась его вторая персональная выставка (к 55-летию). В конце 1920-х годов он переселился с семьёй в Ниццу. Осенью 1933 года состоялась одна из крупнейших в творческой карьере художника персональных выставок.
Вторая мировая война застала Ф. Малявина в Брюсселе. Он был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен и с трудом добрался до Ниццы, где 23 декабря 1940 года скончался. Похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.
Художественное наследие Ф. А. Малявина представлено в коллекциях ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, НИМ РАХ, российских региональных музеев, в частных и музейных коллекциях США и Европы (д'Орсэ, музей Зиммерли, музей Мальмё, музей Принца Евгения Вальдемарсудде. Графика Ф. А. Малявина, рассеянная по российским и зарубежным собраниям, пользуется неизменным спросом у коллекционеров.
В августе 2016 года в Бузулуке Оренбургской области был открыт памятник Ф. А. Малявину. В 2019 году «Почта России» выпустила почтовый блок, посвящённый 150-летию со дня рождения Ф. А. Малявина.
5. Евгений Лансере
Евгений Евгеньевич Лансере (1875−1946) — русский и советский художник. Академик Императорской Академии художеств. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Лауреат Сталинской премии второй степени.
Сын известного скульптора Е. А. Лансере, брат художницы З. Е. Серебряковой и архитектора Н. Е. Лансере, племянник А. Н. Бенуа, стоявшего вместе с Сергем Дягилевым у основания «Мира искусства». С 1899 года — член объединения «Мир искусства». В 1905 году уехал на Дальний Восток. В 1906 году был издателем еженедельного иллюстрированного журнала политической сатиры «Адская почта». В дальнейшем сотрудничал с издательством «Шиповник» Зиновия Гржебина и Соломона Копельмана, в том числе создал его логотип. В 1907—1908 годах стал одним из создателей «Старинного театра» — кратковременного, но интересного и заметного явления в культурной жизни России начала века. Лансере продолжил работу с театром в 1913—1914 годах. В 1913 году получил звание академика Императорской Академии художеств. В 1911—1915 — заведующий художественной частью на Императорском фарфоровом заводе и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Покинул Императорский фарфоровый завод в июне 1917 года. В 1914—1915 — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны. 1917—1919 годы провёл в Дагестане. В 1919 году сотрудничал как художник в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии А. И. Деникина (ОСВАГ). В 1920 году переезжает в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис. С 1920 года — рисовальщик в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 года — профессор Академии художеств Грузии, МАРХИ. В 1927 году был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии. В 1929 году вошёл в состав «Общества живописцев». В 1934 году переехал на постоянное жительство из Тифлиса в Москву и поселился в перестроенном доходном доме Феттер и Гинкель. С 1934 по 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде.
6. Осип Браз
Осип (Иосиф) Эммануилович Браз (1873−1936) — русский живописец, гравёр-офортист, литограф. Академик императорской Академии художеств. Один из представителей художественного объединения «Мир Искусства». А. Н. Бенуа считал его одним из лучших портретистов своего времени. Работы О. Э. Браза хранятся в Третьяковской галерее, Днепропетровском художественном музее, Русском музее, Одесском художественном музее, Пермской художественной галерее и Самарском художественном музее, музеях Калуги, Петрозаводска, Новокузнецка.
Отличительные черты творчества О. Э. Браза — насыщенный колорит и свободная манера живописи; сочетание традиционализма с элементами импрессионизма и модерна. Одной из творческих целей художника было возрождение традиций русского парадного портрета.
С 1900 года он — постоянный участник выставок «Мир искусства», член комитета и казначей объединения. В 1903—1910 годах — член Союза Русских художников. В 1907—1911 годах О. Э. Браз жил во Франции. В 1914 году О. Э. Браз был избран академиком Академии Художеств. В 1916 году Браз состоял в комиссии по реставрации картин Эрмитажа, в 1918—1924 годы — учёный хранитель и заведующий отдела голландской живописи Эрмитажа. Одним из своих шедевров, картиной Ж. Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), Эрмитаж обязан Бразу, который обнаружил полотно в комиссионном магазине, установил авторство и отреставрировал его. В 1924 году О. Э. Браз был арестован по следующим обвинениям: скупка картин с целью продажи за границей, шпионаж и заключён в СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения.
Был освобожден только благодаря ходатайству ленинградских художественных обществ в 1926 году; затем был в ссылке в Новгороде, где занимался реставрацией памятников для губернского музея. В 1928 году выехал в Германию, а затем — в Париж, где занимался живописью и торговлей антиквариатом. В 1930 году в Париже прошла его персональная выставка. Умер в Лис-Шантильи. Похоронен там же.
Автор известного портрета А.П. Чехова.
«Мир искусства» сегодня:
«"Александр Бенуа и его „Мир искусства“» — новая выставка в Третьяковской галерее.
«Александр Бенуа и его „Мир искусства“» — эта выставка в Третьяковской галерее была практически готова, но за 10 дней до открытия в Москве был объявлен «музейный карантин». Что увидит публика, когда ограничения на посещение будут сняты?
Эту выставку Третьяковская галерея готовила к 150-летию Александра Бенуа. Юбилей — в кругу самых близких ему людей-единомышленников из «Мира искусства». Это объединение художников появилось в Петербурге в 1898 году на волне против академизма и передвижников. Именно «мирискусники» смогли перенастроить оптику восприятия искусства, проложив дорогу авангарду. Именно они сформировали ту эстетику, которой восторгалась вся Европа на дягилевских «Русских сезонах». Главный идеолог объединения Бенуа писал: «Нас связывала ненависть ко всему затхлому и омертвевшему»". Подробнее по ссылке.
«В Санкт-Петербурге пройдет выставка к 150-летию Александра Бенуа.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства с 18 декабря 2020 по 14 марта 2021 проведет выставку „Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки“ к 150-летию со дня рождения петербургского художника, историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Выставка разместится в Полярном флигеле Шереметевского дворца — Музея музыки на набережной Фонтанки.
На выставке будут представлены эскизы и фотографии, макеты и сценические костюмы из более чем 20 спектаклей в оформлении художника, от первых опытов на Императорской сцене (опера Рихарда Вагнера „Гибель богов“) до работ последних лет для миланского театра Ла Скала и труппы Сола Юрока, крупнейшего американского импресарио XX века».