Мысли невольно принимают иное направление: «А была ли у кого-нибудь из известных живописцев такая же проблема?» На ум сразу же приходит великолепный Стив Хэнкс. В его случае треклятая аллергия стала настоящим залогом успеха. Как говорится: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Целых пятнадцать лет — с момента получения степени бакалавра изобразительных искусств и вплоть до середины 1980-х — наш герой искал признания публики и внимания критики, творя при помощи грифелей и масла.
Безуспешно. Хоть таланта и трудолюбия молодому мистеру Хэнксу было не занимать — его работы оставались «одними из», не переходя в разряд выдающихся. Намечалась самая настоящая творческая стагнация с последующим кризисом неясной глубины.
Тут-то на Стива и «свалилось» нежданное «счастье» в виде аллергии на масляные краски. Пришлось обратиться к технике акварели.
И знаете что, дорогой читатель? — это было сродни чуду! Прозрению, осенению, перерождению — назовите как угодно, суть останется той же. Акварель буквально спасла карьеру Хэнкса, как морская русалка — принца из старой сказки. И не подумайте, что эту аналогию я привожу просто так.
Дело в том, что ещё одной большой страстью мистера Хэнкса — помимо живописи — был спорт. Особенно — серфинг. Благо побережье Калифорнии, где жил художник, более чем располагает к этому хобби.
Балансируя на скользящей по волнам доске, Стив — как и подобает истинному живописцу — буквально «впитывал» игру солнечных лучей, мириадами отблесков «танцующих» на водной глади… Он «учился» у океана магии тени и света, волшебству бликов и отражений, всё сильнее влюбляясь в непредсказуемую, своенравную, но прекрасную стихию…
Итак: в один прекрасный день вместо привычного полотна перед нашим героем лёг лист бумаги — и это был «момент истины». Вдохновение умножилось на интуитивное понимание природы света, ставшее неотъемлемой частью натуры живописца. Очень скоро, вслед за первыми «пробами пера», в мастерской Хэнкса начали рождаться шедевры, прославившие имя молодого американца на весь мир. Живые до последнего штриха, достоверные до невероятности и красивые до влюблённости. Свойства акварельной бумаги и красок оказались полностью «созвучны» его желанию плести «кружева отражений», заключая в них глубокие, уникальные пространства композиций…
Сам мастер говорил, что зачастую посвящал работы одному лишь свету. Возводил его в ранг главного героя произведения.
Кстати говоря: обратите внимание, дорогой читатель, как редко персонажи Хэнкса смотрят Вам в глаза. Заядлый спортсмен, превосходно «читавший» язык тела, он делал основную ставку на пластику своих моделей. Естественность, выразительность жеста и позы дополняет красивейшие прибрежные пейзажи, задаёт тон жанровым работам. Превращает портреты мастера в авторские высказывания о чертах характера и темпераменте человека. Любуясь этими акварелями —понимаю, почему Хэнкс называл свой стиль «эмоциональным реализмом»…
И всё же, несмотря на весь тот позитив, что исходит от работ Хэнкса, размышления о нём навевают грусть… Художник не раз говорил, что ощущает огромную ответственность, лежащую на нём. Что видит целью своей работы не личный успех, а создание позитивных образов, способных «зарядить» зрителя светлой, созидательной энергией.
Он тратил себя без остатка. Отдавался работе забывая отдых и сон. Такой необычный и уникальный, но всегда близкий и понятный. Энергичный созидатель, оптимистичная натура, любящий отец… Его сердце перестало биться пять лет назад, но мне до сих пор трудно в это поверить.