Картины непревзойдённого Сандро Боттичелли — всемирно известный культурный феномен. Воплощённый идеал флорентийской живописи эпохи Возрождения. Если не всего европейского Ренессанса как такового.
Достаточно произнести два слова: «Рождение Венеры» — и перед мысленным взором возникнет образ пенорожденной богини. Во всей её блистательной первозданной красе и неизмеримой глубине очарования. Стоит кому-либо употребить в одном предложении синтагмы «Мадонна» и «Боттичелли» — и наше подсознание тут же обращается в калейдоскоп, демонстрирующий череду ликов яснооких и светлокожих дев.
Образы этих героинь невероятно возвышенны и кристально чисты, но в то же время интуитивно достоверны, и потому вызывают интерес и симпатию зрителя. Живописный гений Боттичелли наполнял их работой мысли и течением живых, понятных эмоций.
Никакой монументальной статики, которой нередко грешили мастера далёкого XV столетия. Изображения буквально «пульсируют» внутренней энергией, отказываясь быть простой констатацией самих себя. Чем дольше Ваш взгляд путешествует по пространству той или иной живописной работы, тем сильнее погружается в этот «микрокосмос», и тем сильнее заставляет Ваше умонастроение «резонировать» с глубоко искренним и очень личным авторским изложением проблематики, стоявшей за идеей создания данного конкретного произведения.
И всё же, любуясь всеми эти многочисленными Венерами и Мадоннами, дарящими нам свои кроткие улыбки с экранов мониторов или страниц репродукций, мы неизменно начинаем грустить. Ведь нам известна печальная история рано оборвавшейся жизни той девушки, что пять столетий назад подарила им свой облик. Да и не только им. Замечательная Клеопатра кисти ди Козимо также создана в её честь.
Её звали Симонетта Веспуччи. И именовали «Несравненной» за бесподобную красоту и дивный нрав. Её благосклонность добивались виднейшие вельможи, включая самого правителя Венеции Лоренцо Великолепного, а также его младшего брата Джулиано.
Но состоявшая в браке со скромным дворянином Марко Веспуччи (чей родственник вскоре прославится как один из величайших мореплавателей в истории человечества) девушка совершила настоящее чудо. Отказав обоим братьям Медичи, она не просто сохранила их доброе расположение и благосклонность, но и стала их подлинной музой и вдохновительницей многих благих начинаний.
Современники свидетельствовали, что необыкновенная её красота сочеталась с добрым, отзывчивым нравом и способностью возбуждать у окружающих искреннюю эмпатию. Не давая и малейшего повода к ревности или хотя бы досужих слухов среди горячих нравом горожанок, она была предметом воздыхания многих выдающихся мужчин своей эпохи. Ей посвящали стихи и даже настоящие рыцарские турниры, а многие знатные дамы ставили в пример подрастающим дочерям.
Не был исключением и Сандро Боттичелли, нежно и безнадёжно влюблённый в красавицу Симонетту. Его стараниями главный шедевр флорентийского Возрождения — «Рождение Венеры» — вот уже пять столетий подряд безмятежно взирает на мир глазами Несравненной Веспуччи, в девичестве носившей фамилию отца-изгнанника: Каттанео.
Она угасла стремительно и неотвратимо, когда ей было всего-навсего 23 года. Злая ирония судьбы: сегодня в Италии бушует несчастье того же свойства, что и пять веков тому назад… Что же, лишний повод для философских размышлений о бренности бытия и очередного обращения к гениальным творениям Боттичелли.