Словосочетание «викторианский авангард» был применён к прерафаэлитам профессором истории искусства Йельского университета Тимом Барринджером и профессором истории искусства колледжа Мэримаунт Джейсоном Розенфельдом в их совместной статье. Интересен их взгляд.
Авангард рубежа 19 и 20 века выступал против академизма, прерафаэлиты середины 19 века также выступали против викторианского академизма. Применительно к прерафаэлитам понятие «авангард» обозначает организованную группу, сознательно реализующую радикальный совместный проект свержения существующих общепринятых установок в искусстве и их замены новыми эстетическими нормами, которые, как правило, находят прямое отражение в современном мире.
Ровно также как и картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863) часто считается датой начала эпохи модернизма, также картина 1850 года, Джона Эверетт Милле, «Христос в доме своих родителей» («Столярная мастерская») считалась началом авангарда прерафаэлитов. Основные претензии к Милле в десакрализации образа Марии и Иисуса, и также, в том, что Милле сделал Святое Семейство похожим на «алкоголиков и обитателей трущоб, приняв искаженные и абсурдные „средневековые“ позы».
На картине изображён молодой Иисус, помогающий Иосифу в его мастерской. Иосиф делает дверь на плотницком рабочем столе. Иисус порезал руку о незащищённый гвоздь, символизируя стигматы и предвещая распятие Иисуса. Часть крови упала ему на ногу. Бабушка Иисуса, Анна, удаляет гвоздь клешнями. Мать Мария наклоняет щеку для поцелуя. Иосиф осматривает раненую руку Иисуса. Мальчик, который позже будет известен как Иоанн Креститель, приносит воду, чтобы промыть рану, что является прообразом своего более позднего крещения Христа. За этими событиями наблюдает помощник Иосифа, который представляет будущих Апостолов Иисуса. Картина вызвала огромные споры из-за реалистичного изображения столярной мастерской, особенно грязи и мусора на полу. Это резко контрастировало с привычным изображением Иисуса, его семьи и его апостолов в костюмах, напоминающих римские тоги. Чарльз Диккенс обвинил Милле в изображении Марии алкоголичкой, которая выглядит: «…настолько отвратительна в своём уродстве, что … она выделялась бы среди остальной компании как чудовище в самом мерзком кабаре во Франции или в самом низком джинсовом магазине в Англии». И тем не менее картина была выставлена в Королевской академии картина вместе с другой работой коллеги Милле, Уильяма Холмана Ханта, которая также изображала сцену из раннехристианской истории, в которой семья помогает раненому: «Английское семейство, обращённое в христианство, защищает проповедника этой религии от преследований друидов».
Стоит дополнительно сделать акцент, что поначалу картины художников-прерафаэлитов выставлялись в Королевской академии.
.
Про отношение к прерафаэлитам в России хорошо изложила в статье кандидат искусствоведения Анна Познанская. На эти источники, преимущественно, и будем опираться.
Братство прерафаэлитов (позже известные как прерафаэлиты) — группа английских художников, поэтов и искусствоведов, основанная в 1848 году, когда мир начал заметно обновляться: это время ознаменовалось колоссальными технологическими и социальными изменениями, глобализацией коммуникации, стремительной индустриализацией, неустойчивостью финансовых рынков и беспрепятственным разрастанием городов, наносящих ущерб природе. Стремительные перемены коснулись всех аспектов жизни. Лондон стал средоточием мировой экономической системы, центром империи гигантского размера и беспримерной сложности.
Основатели: Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Данте Габриэль Россетти, Уильям Майкл Россетти, Джеймс Коллинсон, Фредерик Джордж Стивенс и Томас Вулнер, которые сформировали «Братство» из семи человек, частично смоделировали движение назареев. Бытует мнение, что Джон Толкин вдохновлялся прерафаэлитами как движением при создании братства кольца.
Братство было свободной ассоциацией, и их принципы разделяли и другие художники того времени, в том числе: Форд Мэдокс Браун, Артур Хьюз и Мари Спартали Стиллман. Позднее последователями принципов Братства были Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис и Джон Уильям Уотерхаус.
Группа стремилась вернуться к обилию деталей, ярким цветам и сложным композициям итальянского искусства «Кватроченто». Они отвергли то, что считали механистическим подходом в искусстве (техники впервые применяемые художниками- маньеристами, пришедшими на смену Рафаэлю и Микеланджело).
«Кватроченто» культурные и художественные события Италии в период 1400 до 1499. Охватывает художественные стили позднего средневековья (в первую очередь интернациональную готику), раннего Возрождения (начало около 1425 года), и начало Высокого Возрождения, которое, как считается, началось между 1495 и 1500 годами.
Известные имена данного периода: Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи и др.
Братство полагало, что классические позы и элегантные композиции Рафаэля оказали разрушительное влияние на академическое преподавание искусства, отсюда и название «прерафаэлит». В частности, группа выступала против влияния сэра Джошуа Рейнольдса, основателя Английской королевской академии искусств, которого они назвали «сэр Слошуа».
Ранние доктрины братства, по определению Уильяма Майкла Россетти, были выражены в четырех декларациях:
иметь искренние идеи для выражения;
внимательно изучать природу, чтобы уметь её изобразить;
сочувствовать тому, что является прямым, серьезным и искренним в предшествующем искусстве, исключая то, что является условным, самопровозглашенным и заученным наизусть;
а также самое необходимое из всего — создавать качественные картины и статуи.
Для прерафаэлитов художественные материалы и результаты их применения стали средством порождения смыслов в художественном творчестве. Сутью их авангардного проекта было обращение к искусству прошлого, и, таким образом, освоение технических приемов старых мастеров стало для них важным инструментом отстаивания своей творческой индивидуальности в настоящем. Еще студентами они обнаружили, что методы, которым их учат в Королевской Академии художеств, никуда не годятся и не имеют никакого отношения к тому, чего им хотелось бы добиться. В итоге они отказались от традиционного, принятого в академической живописи, темного грунта, искажающего, утяжеляющего колорит картины, и от техники «кьяроскуро», с помощью которой выстраивалось светотеневое решение композиции и определялись ее ключевые и подчиненные части. Отказались они и от академической техники «фактурного мазка», или свободной манеры письма, передававшей текстуру, и от смешивания тонов с целью гармонизации различных элементов изображения. Вместо этого прерафаэлиты черпали вдохновение в новых, только зарождающихся и пока еще пограничных для изобразительного искусства методах, среди которых самым поразительным был процесс дагерротипии, позволявший получить четкие глянцевые фотографические изображения. Еще одним немаловажным источником влияния стала акварельная техника — использование локального цвета, наносившегося на белую основу мелкими, точечными мазками.
Когда в 1853 году Милле стал членом Королевской академии художеств, Россетти объявил это событие концом Братства. «Круглый стол отныне распущен», — заключает Россетти. Постепенно уходят и остальные члены. Холман Хант, например, уехал на Ближний Восток, сам Россетти вместо пейзажей или религиозных тем заинтересовался литературой и создал много работ по Шекспиру и Данте.
Искусству прерафаэлитов принадлежит особая роль в российской культуре последней четверти XIX столетия. В этот период возник глубокий интерес к идеям прерафаэлитов.
Прогрессивные художники и критики, выступающие за обновление искусства и поиск национальной идеи в глубинах исторического прошлого, с особым вниманием отнеслись к творчеству представителей прерафаэлизма. Прежде всего, их привлекала удачная модель освоения и нового прочтения искусства Средневековья, а также смелость и эксцентричность британцев, не боявшихся конкурировать с традициями академизма.
В этот период ослабевает и увлечение живописью французских реалистов — их русское отражение, Перов и передвижники, подвергаются суровой критике и стремительно теряют свою актуальность. На пороге эпохи модерна Россия находится в мучительных поисках путей художественного обновления и новых источников вдохновения.
Что касается именно живописи, произведений Братства, то их их могла увидеть лишь та часть сословия, которая имела определенные иностранные знакомства, могла позволить себе посетить Англию. Таких было очень мало