Сюрреализм возник в Париже после Первой мировой войны как продолжение дадаизма. Начинался он как литературное направление, о котором Андре Бретон, Луи Арагон (1897−1982) и Филипп Супо (1897−1990) написали в своем «Сюрреалистическом манифесте» 1924 года. Целью сюрреализма, по их определению, было освобождение мышления от логики и причинно-следственных связей.
Сегодня слово «сюрреализм» известно всем, но вообще-то его не существовало вплоть до 1917 года. Именно тогда Гийом Аполлинер — поэт, драматург и художественный критик, автор определений «орфизм» и «метафизическая живопись» — первым предложил это понятие. «Surrealisme» можно перевести как «сверхреальность». Писатели Бретон, Арагон и Супо с готовностью приняли такое определение в своем манифесте 1924 года.
Толкование сновидений
Эксдадаист, поэт и писатель Бретон под сильным влиянием теорий Зигмунда Фрейда (1856−1939), создателя психоанализа, заявил, что сюрреалистическая живопись и литература призваны выражать глубинные мысли. В октябре 1899 года вышла книга Фрейда «Толкование сновидений», где он пишет, что в человеческом сознании существует область, содержащая воспоминания, интуицию и фундаментальные инстинкты.
Фрейд, называя ее «бессознательным», полагал, что скрытые глубины нашего сознания станут понятны, если мы сумеем проанализировать свои сны. Определенными методами можно добраться до бессознательного, и тогда сложные внутренние принципы работы сознания прояснятся. Одним из методов, раскрывающих бессознательное, были «свободные ассоциации», когда человек руководствовался исключительно интуицией, отринув рациональный разум.
Вскоре к группе сюрреалистов присоединились другие художники и писатели, практиковавшие фрейдовскую концепцию свободных ассоциаций, которую Бретон назвал «чистым психическим автоматизмом». Писатель или художник просто позволял перу, карандашу или кисти свободно скользить по бумаге, оставляя след — линии, слова, формы.
Художники были уверены, что таким образом проникают в бессознательное, а тексты, цвета и рисунки выражают их подлинные чувства и эмоции. Идея заключалась в том, что подсознание является источником воображения и для максимального творческого выражения необходимо до него добраться. В своем творчестве сюрреалисты стремились к слиянию сознательного и бессознательного, устанавливая связь мира грез и фантазий с повседневным миром логики и причин.
«Я пытаюсь складывать цвета, как слова в поэзии, как ноты в музыке» Рене Магритт
Сюрреалистическая революция
Будучи в некоторой степени продолжением дадаизма, сюрреализм тем не менее отличался наличием положительных установок; если дадаизм был намеренно лишен смысла, то сюрреализм стремился к функциональности. В 1924 году Бретон стал редактором журнала «La Rev olution Surrealiste», а в 1925-м в Париже прошла первая выставка сюрреалистов. На ней представили свои работы Макс Эрнст (1891−1976), Жан (Ханс) Арп, Ман Рэй, Хуан Миро (1893−1983), Пьер Рой (1880−1950), Пикассо и де Кирико.
В 1928 году вышла книга Бретона «Сюрреализм и живопись», с рисунками Пикассо, а в 1929-м — второй «Сюрреалистический манифест». В том же году в группу эффектно вошел Сальвадор Дали (1904−1989) с эксцентричным фильмом «Un Chien Andalou» («Андалузский пес»), созданным им вместе с Луисом Бунюэлем (1900−1983). Шестнадцатиминутный фильм, без сценария и сюжета, снятый методом свободных ассоциаций, произвел в Париже настоящую сенсацию.
«Быть сюрреалистом означает очистить свое сознание от воспоминаний обо всем, что видел, и постоянно наблюдать то, чего в действительности никогда не существовало» Рене Магритт
Три направления
Сюрреализм не предполагал единого изобразительного стиля. Существовало три основных метода. Первый заключался в использовании механических техник для создания образа, чтобы стимулировать воображение. Основными техниками были коллаж и «фроттаж» — картины и орнаменты, полученные из фрагментов самой разнообразной фактуры, распределенных случайным образом. Эрнст адаптировал эту технику к живописи, назвав ее «граттаж» («выскабливание»). Два иных подхода просуществовали дольше: реалистично-фантастический, как в работах Дали и Рене Магритта (1898−1967), и метод автоматизма, порождавший абсолютные абстракции, как у Миро и Андре Массона (1898−1987).
Миро заявлял, что в процессе работы он изнурял себя голодом, чтобы испытать галлюцинации. Своей эксцентричной, приводящей в замешательство, раздражающей гармонией и композицией сюрреалисты вынуждали зрителя задаваться вопросом, а что же именно он видит, и тем самым заглядывать глубоко в собственное бессознательное, чтобы лучше понять себя.
Самые известные художники-сюрреалисты — Арп, Эрнст, Массон, Магритт, Ив Танги (1900−1955), Дали, Рой, Поль Дельво (1897−1994) и Миро. Поскольку сама идея была достаточно радикальна, Бретон рассчитывал, что художники будут не только работать, но и жить, следуя провозглашенным принципам и представлениям. Сюрреализм иногда даже сравнивают с религией. Тираничный Бретон порой исключал из рядов сторонников тех, кто не соответствовал его идеалу или выражал несогласие. К таковым отщепенцам вскоре были причислены Массон, Арто и Дали.
К концу 1920-х сюрреализм, как продолжение символизма, метафизической живописи и кошмаров с полотен Босха (1453−1516) и Генри Фюзели (1741−1825), обрел множество сторонников по всему миру. Он был и продолжает оставаться одним из самых значительных авангардных художественных течений XX века.
Бюро сюрреалистических исследований
Одновременно с публикацией «Сюрреалистического манифеста» в Париже по инициативе Антонина Арто (1896−1948) открылось Бюро сюрреалистических исследований, известное также как Centrale Surrealiste. Здесь художники и писатели-сюрреалисты встречались для обсуждения своих концепций и изучения теории подсознания. Они подходили к этому исключительно серьезно, полагая, что их рассуждения равноценны научному исследованию.
«Андалузский пес»
Эксцентричный фильм 1929 года стал знаменит благодаря своей абсурдности и шокирующим сценам. Этот черно-белый фильм построен по фрейдовскому методу свободных ассоциаций, без всякого сценария и сюжета. Чаще всего в связи с этой картиной вспоминают сцену, где мужчина разрезает бритвой глаз женщине; весь фильм — исследование абсурдности грез и подсознательных переживаний.
Сюрреализм, сосредоточивший в себе все воображение мира, продолжает вдохновлять творческий поиск и сегодня; попытки повторить сюрреалистические откровения не прекращаются в современной литературе, рекламе, моде, кино и некоторых художественных течениях — флюксусе, абстрактном экспрессионизме, нью- медиа-арте и YBA (Молодые британские художники).