Стиль барокко воплотил в художественных формах порывы и стремления наследников Ренессанса. Центром распространения барокко в XVII—XVIII вв. была Италия, удерживавшая титул страны художников.
Открытия Караваджо
Микеланджело Меризи да Караваджо, которого прозвали по месту рождения в деревеньке близ Милана, был одним из самых значительных мастеров, создавших новый стиль в живописи. Его картины на, казалось бы, религиозные сюжеты выглядят как напряженные жанровые сценки и рождают ощущение сцены из спектакля в современных автору костюмах. Полумрак, из которого потоки света вырывают фигуры основных персонажей, их патетические жесты, яркость красок, контрастность тонов — все эти художественные приемы соответствуют новому стилю и решают задачи, поставленные новым временем. Подражатели Караваджо, которых и до сих пор величают караваджистами, такие как будущий основатель первой академии искусств Аннибале Карраччи, оценили и использовали в своем творчестве не только театральные эффекты Караваджо, но и их нарочитую реалистичность.
Достойное продолжение
С итальянского Bаrоссо переводится приблизительно как «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Это название с оттенком неодобрения придумали как всегда неблагодарные ближайшие потомки — классицисты. Свободные комбинации и деформации классических форм в архитектуре они клеймили безвкусицей так же, как их предшественники — мастера Возрождения — пару поколений назад неодобрительно отзывались о трепетной, возвышенной готике. Здесь мы в очередной раз сталкиваемся с удивительным проявлением человеческой природы: от классических скульптурных аполлонических форм культура неизменно переходит к живописным бурным дионисийским, и обратно — будто по спирали, к ХХ в. лишь сужая «витки».
Новые формы
Скульптура в стиле барокко, страстная, динамичная, буквально «срывающаяся» с пьедесталов, воплощена в творчестве величайшего скульптора и признанного архитектора Лоренцо Бернини. Его алтарная группа «Экстаз святой Терезы» с мраморными облаками, сиянием позолоченных лучей, подсвеченных спрятанным над ними окошком, взвивающимися каменными складками одеяний персонажей, с демонстративно преувеличенными чувствами воплощает основные приемы, разработанные скульпторами барокко. Прелесть выражений лиц этой пары персонажей не поддается описанию.
Художники барокко изобрели новые приемы построения пространства и размещения в нем формы, покорили динамику диагональной композиции, смогли объединить чувственную полноту бытия и прелесть его реалистичности с глубиной философских обобщений.
Когда естественное дико
В эпоху барокко прежде модная естественность стала синонимом бескультурья, вульгарности и сумасбродства. Динамизм и театральность правили бал. Диагональное решение композиций разрывало еще недавно четко выстроенные перспективы, пышность форм и прихотливость сюжетов щекотали нервы, пестрая цветистость палитры поражала воображение. Творчество Рубенса, Бернини и Караваджо — яркий тому пример.
У нас в Испании
Испанское барокко демонстрирует куда более сдержанные формы, склоняясь к реализму и даже натурализму: раскрашенные и одетые в текстиль алтарные скульптуры порой инкрустировали стеклянными глазами с сияющей граненым хрусталем слезой. Прозрачная четкость, плотность цветовых пятен, скульптурная весомость фигур, богатство оттенков колорита, значительность и монументальность гармонично сочетаются с почти готической возвышенной духовностью, эмоциональностью и искренностью в картинах таких живописцев, как Франсиско де Сурбаран.