Образы начинающих художников конца XIX века часто вызывают в воображении картины гениев без гроша в кармане, замученных отшельников или некоторую комбинацию того и другого.
Однако Анри де Тулуз-Лотрек отличался от своих современников тем, что не был ни тем, ни другим.
Он добился огромного успеха еще при жизни, в отличие от Винсента Ван Гога, который продал лишь часть своих многочисленных картин при жизни.
Тулуз-Лотрек был в центре яркой художественной сцены Парижа, в отличие от Поля Гогена, который бежал из страны в Полинезию, где он рисовал изображения таитянских женщин.
Тулуз-Лотрек также не создавал изображения природы, как это делал Клод Моне, и не посвящал себя натюрмортам, как это делал Поль Сезанн.
Все это делает Тулуз-Лотрека, который умер в возрасте 36 лет в 1901 году, эксцентричной фигурой и в некотором роде особняком среди своих современников.
Его искусство было сосредоточено в барах и танцевальных залах Парижа и направлено людям, которые их посещали.
Оно совершенно не похоже на пейзажи, которые создавали его коллеги-импрессионисты и постимпрессионисты, а его напыщенная чувствительность часто наполняла его работы театральностью, которая противоречила доминирующим стилям эпохи.
И все же работы Тулуз-Лотрека продолжают восхищать, отчасти потому, что они открывают такое ясное окно в жизнь Франции конца XIX века.
«Чтобы увидеть выставку Лотрека, нужно совершить путешествие по его личному миру — миру контрастных образов и персонажей, аристократов и клоунов, спортсменов и танцоров канкана, борделей и кафе», — однажды написала искусствовед Джулия Нолет.
«Сами его работы стали артефактами того времени: портреты, плакаты, книжные иллюстрации. Если бы археолог выкопал их на руинах западной цивилизации несколько веков спустя, он наткнулся бы на точные документы, описывающие парижскую жизнь между 1880 и 1900 годами».
Отчасти это связано с тем, что Тулуз-Лотрек неоднократно посещал одни и те же бары. Он возвращался снова и снова, создавая множество изображений одних и тех же мест и их обитателей, пока ему не ставало скучно.
После этого он переходил на новое место, где знакомился с другими группами певцов, танцоров и музыкантов, которые очаровывали его.
Поскольку он так глубоко был погружен в эту жизнь Парижа ученые даже смогли узнать о некоторых знаменитостях времен Тулуз-Лотрека на основе его искусства.
Среди тех, кто появляется в гравюрах Тулуз-Лотрека, — Иветт Гильбер, певица, которая выступала в Мулен Руж и других известных местах и заработала репутацию благодаря своему необычному стилю, который часто предполагал тихое пение, прямую осанку и длинные черные перчатки.
Подобные образы запоминаются сильным психологическим воздействием, которое Тулуз-Лотрек оказал на зрителей его творчества, некоторые из которых жили в бедности в суровых районах.
Подъем Тулуз-Лотрека был стремительным
Несмотря на то, что Тулуз-Лотрек работал в районах, в основном населенных бедными, у художника не было недостатка в деньгах.
Тулуз-Лотрек родился в Альби в 1864 году и вырос в семье среднего достатка (степень богатства семьи не совсем ясна, хотя некоторые из его родственников владели поместьями).
После смерти брата, когда Тулуз-Лотреку было восемь лет, он переехал жить в Париж со своей матерью. К тому времени, когда он был подростком, он начал страдать от того, что могло быть редким генетическим заболеванием — его рост замедлился, а из-за боли он не мог выполнять многие физические упражнения, что дополнительно усугубляло медленной рост и хрупкость костей.
Ввиду чего все его внимание впоследствии обратилось к искусству.
В свои двадцать с небольшим, работая в студии Фернана Кормона, тогда известного художника, Тулуз-Лотрек получил свой первый крупный заказ: набор иллюстраций к сборнику стихов Виктора Гюго La Lgende des sicles.
Работы Тулуз-Лотрека так и не были опубликованы, но теперь у него были произведения, которые он мог отправлять редакторам местных газет как портфолио.
Парижская арт-сцена узнала о нем внезапно, и еще до того, как ему исполнилось 30 лет, он разработал плакат для Мулен Руж, эффективно закрепив себя как главный талант.
Он также представил в Salon des Indpedants серию выставок, за которой внимательно наблюдали, в которой было представлено искусство импрессионистов и постимпрессионистов, которые считались слишком необычными для эстетически консервативных Салонов.
Большинство работ Тулуз-Лотрека не являются картинами
Если многие из его коллег сделали себе имя с помощью живописи, часто намеренно используя нарочито грубую манеру письма, будучи скованными в денежных средствах, то Тулуз-Лотрек рано получил признание благодаря своим плакатам и рисункам.
Но есть и весьма известные картины и такие как «В Мулен Руж» (1892/95) и которые считаются шедеврами.
Тулуз-Лотрек написал более 700 картин, а также создал более 5000 рисунков.
Многие литографии Тулуз-Лотрека и рисунки, которые он подготовил для них, не полированы и состоят из скоплений знаков, используемых для обозначения темных областей. Они выглядели разбитыми, даже когда Тулуз-Лотрек явно тщательно продумал их внешний вид.
В одном из набросков знаменитой танцовщицы канкана Жанна Аврил ее тело в основном состоит из диагональных линий, а платье превращается в серию завитков.
Несмотря на то, что ее лицо было нарисовано по нескольким быстрым карандашным отметкам, ее театральный образ очевиден.
Подобные работы однажды заставили критика Арсена Александра заметить: «Живописец и модель вместе создали настоящее искусство нашего времени: одно через движение, другое через репрезентацию».
Тулуз-Лотрек не только быстро вознесся на вершину славы, но и быстро упал
Он умер в 1901 году, всего через десять лет после своего первого заказа для Мулен Руж.
В 1899 году, когда он много лет пил — «его дни и ночи были пропитаны алкоголем», как однажды написала куратор Музея современного искусства Сара Судзуки, — его алкоголизм начал сказываться на его здоровье; он также мог заразиться сифилисом, который также имел пагубные последствия.
Несмотря на то, что он дожил всего до 36 лет, его суровая стала вдохновением даже для голливудских режиссеров: Джон Легуизамо незабываемо сыграл постимпрессиониста в популярном фильме 2001 года «Мулен Руж».
Влияние Тулуз-Лотрека
Уже при жизни Лотрека его влияние на других художников было очевидно.
Он оказал влияние на представителей модерна (куда он иногда включается для своих графических работ) своими плакатами и некоторыми бесплатными литографиями, его влияние также очевидно в набистах. Также он оказал влияние как на Пьера Боннара, так и на Эдварда Мунка.
Пабло Пикассо также был большим поклонником творчества Лотрека, на которого он оказал особое влияние в творчестве синего и розового периодов, а в скрытой форме и позже.
В последние месяцы своей жизни, работа над новыми картинами для Лотрека шла тяжело и часто без сильного вкуса.
Он был истощен, с трудом передвигался и почти не ел. Постепенно он осознал приближающуюся смерть.
Об этом, среди прочего, свидетельствует портрет Поля Виуда в роли адмирала.
Таким образом, Лотрек выразил свою собственную ситуацию с пресловутым ему болезненным юмором.
С апреля по июль он, наверное, вообще не рисовал, просто приводил в порядок свое имение, подписывал работы и прощался с друзьями.
Постепенно он был парализован и умер в возрасте 36 лет, 9 сентября 1901 года, без четверти три часа ночи в замке своей матери в Мальроме.
После смерти художника интерес к его работам снова возрос. Благодаря заботе матери художника и его друзей.