Иван-царевич никогда не целовал лягушку!
Самый лучший аргумент — всегда первоисточник. Поэтому недолго думая, находим текст сказки и заглядываем в него:
«Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:
— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу.
А лягушка ему отвечает:
— Возьми меня замуж!
— Что ты, как я возьму себе в жёны лягушку?
— Бери, знать, судьба твоя такая.
Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой.»
-----------
Откуда же тогда взялась всеобщая уверенность в этой сцене с лобызанием?
Ноги здесь растут из совершенно другой сказки — западноевропейской, про заколдованного принца, записанной хорошо нам знакомыми братьями Гримм.
Это не аналог и не вариант нашей истории, а совершенно другой сюжет. Если коротко — принцесса уронила в колодец любимый золотой шарик, лягушка достала его в обмен на приглашение на обед и позволение спать в девичьей кровати. Дело кончилось тем самым поцелуем, после которого выяснилось, что в образе зеленой амфибии скрывался молодой принц.
------------------------
Как проснулась Спящая красавица на самом деле?
Никто ее не целовал
Разбирая сказку о Царевне-Лягушке. Обратимся к сказке про Спящую красавицу. И удивимся в очередной раз.
Злая фея сделал мрачное предсказание — принцесса уколет себе палец и умрет. Добрая фея ее поправила — не умрет, а уснет на сотню лет. Дальше все именно так и происходит — девушка укалывает пальчик о веретено, засыпает, а вместе с ней погружается в сон и весь замок. Постепенно он зарастает терновником и шиповником. А через сто лет прекрасный принц пробивает себе дорогу к замку, входит внутрь, поднимается в девичью горницу, целует принцессу, она просыпается. Хэппи-энд. Все правильно?
Правильно, за исключением одного важного нюанса. Принц вовсе не целовал Спящую красавицу!
Не верите? Давайте вместе заглянем в текст Шарля Перро:
«Он вошел и остановился.
На постели, полог которой был откинут, покоилась прекрасная юная принцесса лет пятнадцати-шестнадцати (если не считать того столетия, которое она проспала).
Принц невольно закрыл глаза: красота ее так сияла, что даже золото вокруг нее казалось тусклым и бледным, Он тихо приблизился и опустился перед ней на колени.
В это самое мгновение час, назначенный доброй феей, пробил.
Принцесса проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя».
Вы видите здесь хоть слово про поцелуй? И мы не видим. Наша героиня проснулась только потому, что пришел предсказанный срок ее пробуждения. Ну, а то, что рядом в этот момент оказался принц, — такая вот у нее счастливая судьба.
---------------------------
Кай и Герда -Брат с сестрой или нет?
Недавно мы столкнулись с мнение о том, что между Гердой и Каем не может быть никаких чувств за исключением братских и сестринских. А как же иначе, считают многие, ведь они родственники, о какой романтике может идти речь?
Вообще, мнение о том, что Кай — это брат Герды (и соответственно Герда — сестра Кая) очень распространено. Люди искренне удивляются, узнав, что в этих ребятах… нет ни капли общей крови. Приходится напоминать им самое начало сказки: жили Кай и Герда даже не в одном доме.
Цитируем самого Андерсена:
Родители их жили в каморках под крышей в двух соседних домах. Кровли домов сходились, и между ними тянулся водосточный желоб. Здесь-то и смотрели друг на друга чердачные окошки от каждого дома. Стоило лишь перешагнуть через желоб, и можно было попасть из одного окошка в другое.
То есть Кай с Гердой были соседями, очень дружили и часто бегали друг к другу в гости.
В чем же подвох? Откуда взялось это всеобщее заблуждение насчет брата и сестры?
На то есть причина. Андерсен в одном месте говорит буквально следующее: «Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра». Да и потом не раз Герда говорила тем, кто встречался ей на пути, что ищет своего названного братца.
Кстати, есть еще один вопрос — а сколько им было лет? То есть, перефразируем, не могут ли за словами о братской и сестринской любви скрываться ростки будущей юношеской влюбленности?
Впрямую в сказке нигде не говорится о возрасте. Но есть один момент, который помогает понять, что это отнюдь не маленькие детки. Вспоминаем, что путешествие Герды продлилось целый год — вышла она в путь весной, до Кая добралась в разгар зимы, а когда они возвращались обратно — вновь началась весна.
Так вот, в самом конце сказано следующее:
Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: часы говорили «тик-так», стрелки двигались по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали совсем взрослыми.
По сути, из этого фрагмента становится ясно, что история, рассказанная нам Андерсеном, это история о двух подростках уже на самом пороге взросления, которые беззаветно любят друг друга.