Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти — одна из самых узнаваемых картин в мире. Сейчас она хранится в Дрезденской галерее, и я уверяю вас — каждый, кто входит в здание этого музея, считает своим долгом полюбоваться этой картиной. Многие люди вообще посещают эту галерею только для того, чтобы посмотреть на шедевр Рафаэля. В Дрезден картину привез саксонский курфюрст Август III. Это было в XVIII веке. До того она находилась в Пьяченце, поскольку именно вхождение этого города в состав Папской области хотел отметить папа Юлий II, сделав заказ на эту картину.
Здесь, помимо собственно Мадонны, изображены папа Сикст II и святая Варвара. Именно по имени этого папы произведение получило свое название. Папа Сикст II жил в III веке, а папский престол занимал всего год. Ему отрубили голову по приказу императора Валериана. Святая Варвара тоже была мученицей, жила она в том же III веке. Мученицей она стала потому, что когда приняла христианство, ее отец — язычник крайне негативно отнесся к такому выбору дочери, долго пытал ее и потом лично обезглавил. Возведенная в ранг святой, Варвара считалась покровительницей Пьяченцы. В городе был также монастырь святого Сикста.
Центральное место на картине занимает Богоматерь, несущая младенца Христа. Все взоры устремлены к ним. Лицо Мадонны совсем юное, в нем выражается сложная гамма чувств. Кто же позировал художнику для этого впечатляющего образа? Нет ни одного документального свидетельства. Есть только версии, основанные на фактах жизни и творчества Рафаэля. А они говорят, что для образа непорочной Мадонны позировала женщина, которая, с точки зрения общества того времени, вела себя предосудительно. Ее звали Маргарета Люти, в истории же она осталась по прозвищу Форнарина — булочница. Ее отец был пекарем.
Как-то в Риме Маргерита попалась на глаза молодому художнику Рафаэлю и поразила его своей красотой. Он пригласил ее позировать для фрески «Амур и Психея». Отец-булочник был резко против этого, но Рафаэль сумел с ним поладить, вручив ему 3000 золотых отступных, после чего увел девушку с собой. Форнарина стала натурщицей и возлюбленной Рафаэля до самой его смерти. Подобный образ жизни тогда считался аморальным.
Про девушку ходили разные слухи. То ее представляли как распутницу, жадную до денег, после смерти художника ставшую куртизанкой, то как скромную, верную подругу гения, после его смерти ушедшую в монастырь.
Посмотрите на два портрета Форнарины, сделанные Рафаэлем. На одном из них она полуобнажена, у нее лукавое лицо, игривый взгляд. На другом (так называемая Донна Велата) она выглядит серьезной и скромной, на лице задумчивое выражение. Похожа ли девушка с обоих полотен на Сикстинскую мадонну? Несомненно.
Какой бы ни была Форнарина на самом деле, она обрела бессмертие на полотнах Рафаэля Санти, притом на самом знаменитом из них она стала символом чистоты, непорочности и безграничной любви.