Созвучье букв Титан -тициан возрождения, и не только фонетически конечно. Просто буду смотреть Венеру Урбинскую (1538) Тициана. Не разбирать, а разбираться. Не разглядывать, а смотреть, это значит плохо различать, путаться в размытостях возникающих оговорок и ассоциаций. Когда про картину так много сказано, то можно смело и свое, из своего"северного" далеко, грезить бредить, и не бояться ошибаться. Меловая холстина. Смотрю описываю что-то, что я вижу издалека и нечетко. Не могу разглядеть. Что за предмет выпавший из руки красавицы, прячется складках, многослойной перины. Тициан Вечеллио (1488/1490, 1576)
Венеры. Три сестры. Три сундука на картине если конечно внимательно посчитать. Один закрытый, и два распахнутых. И девы возящиеся вокруг него. Она лежит обнаженная раскрытая такая «селедочно длинная» женская фигура. Все более менее «живописы» оставляли после себя такие фигуры. Это как «след ноги» в искусстве, что-то довольно приземленное или наоборот возвышенное эротичное. Поразглядываем. Вот лежащая девушка держит в руках какую-то мочалку и вот такой же странный мочалкой вдруг рядом лежит пятнистая собачка с белой шерсткой. И еще вижу, ещё одна ушастая собачка у окна. А, на, нет всё-таки это странно склонившиеся девушка, это у ней воланы платья топорщиться, словно собачьи ушки. 1. Девушка перед миртовым деревом которое в кадке в горшке. 2. Девушка перед деревом которое настоящее за окном дома-муз. Мало видим ствол этого дерева, потому что она закрыта «стволом» 3. То есть стволом огромной колонны, окаменевшего искусственного дерева. Окно. Странная тема «решеток», открытого окна, одежд и обнажения. Комната перегороженная и Зелёная драпировка портьеры. За которой женщина в объятиях подушек и простыней демонстрирует диадему, кольцо и браслет. Всего три женщины, госпожа и служанки. Попробуем развеять этот миф. Да есть фигура служанки на плече у нее какая-то «тряпка-платье» похожая на гобелены, которые висят здесь по стенам. Белая «Собачка-девушка» склонилась над сундуком.
Дама и ее хозяин. «9 марта 1538 года Гвидобальдо отправил в Венецию к послу своего отца курьера с предписанием привезти два полотна, заказанных им у Тициана. Курьер не должен возвращаться без полотен, хотя бы ему и пришлось ждать два месяца. Речь шла о портрете самого Гвидобальдо II делла Ровере и la donna nuda, обнажённой женщины». На его мужском портрете кисти Аньоло Бронзино. (Портрет Гвидобальдо делла Ровере). 1532. Есть «собака так собака» и ничего не скажешь- монстр! И гульфик там, похожий больше на ванный крючок, красный такой.
Песик. В ногах ли у женщины спит маленькая собачка, свернувшаяся клубочком. Маленькая собака, тявкает сигнализирует! Это символ верности и преданности в браке? С этим значением «жучка» часто появляются в картинах, написанных по случаю свадьеб, например, в портретах жениха с невестой или молодожёнов? Защита семьи! Тогда нужен волкодав, что-то серьезное, значимое и боевитое. Я думаю собачонка на старых картинах это символ не брака, а самой женщины. Ручная балонка это дамский атрибут, ручная крысоловка. Если мужа нет, то песик будет защищать от крыс пальцы на руках и ногах красавицы. Чтобы ночью их не отгрызли дикие твари.
Горшок- бонсай, на окне с миртовым деревом. Это вечнозеленое растение — символ радости и любви, один из земных атрибутов «морской» богини Афродиты. Маленький такой домашний несокрушимый рай. Если за окном непогода и снег, «сосуд» будет внесен в дом, до следующей весны. До солнечного воскресения. Есть земля, есть дерево, нужен только свет, и еще слезы- вода.
Ларь- не ящик, а очень сложная фигурная столярная работа, в музеи до нас дошли в основном сундучки попроще. Называются они «кассоне». На заднем плане комнаты изображены две служанки. «Сундуками было тяжело», потому что заполнить этот сундук, это большой экономический семейный подвиг. Вся семья работает на то чтобы отдать девочку замуж, надо заполнить ящик доверху, «тогда и наступит время». И тут необязательно важны деньги! Конечно можно было купить сразу готовый сундук- дамский набор. Но обычно даже самые богатые горожанки сами себе вышивали и даже ткали приданное. Тут сырье труд и время решающий фактор. Набор по прейскуранту, строго по ранжиру, кружева! Определенное количество постельного белья, определенное количество одежды. Это не просто сундук это «шкатулка»! Это картина в картине. Такие сундуки заказывали у именитых художников. Сегодня «стенки» этих ящиков украшают лучшие музеи. Ну, а как быть, если сундук полу пустой. Тогда за другую, за более скромную сумму, девочек-бесприданниц отдавали в монастырь. Иначе никак. Если служанка роется в сундуке, значит он не доверху заполнен, значит можно нащупать и дно. «Дно" — это не возможность создать семью, возраст благоприятствующие супружеству не такой уже был когда-то и долгий особенно в стародавние время где в 30 уже люди как правило умирали. Одна из бесприданниц стоит на коленях и роется в сундуке (которых на картине две -три штуки). Это не просто так сундуки, а важная часть итальянского социального дела- свадебного обряда.
Парные сундуки. О-да! В одном стиле, у одного мастера, или это близняшки, или у сестер маленькая разница в возрасте. Одна девушка один сундук. Это ее билет во взрослую жизнь, зачем покупать два билета на одно место? Ларь это регалия. Все строго. Соответственно история такая. Что это не две служанки возятся, а служанка и госпожа. У раздетой госпожи всё в порядке, жарко поэтому она смело лежит и „ждёт своего возлюбленного“. А другая „под вопросом“, скрючилась, склонилась и непонятно „что за тряпку“ держит служанка. Толи они добавляют что-то в этот сундук, то ли скорее всего, из него что-то убирают. 2 сестры. Одна несвободная, сгорбленная, вот отчаянно уперлась носками туфель в пол. В ее фигурке есть и закрытость и отчаяние. И сама она какая-то прихлопнута крышкой „гроба“. Коленопреклоненная белая девушка, а другая девушка наоборот лежит на белом. Она расслаблена смотрит немножко с хитринкой. У неё точно всё благополучно. У неё всё неплохо. Сундук который ближе к ней наполнен закрыт. Явно одно, об этом сундуке она уже совершенно не волнуется. Была ли у богини Венеры безбрачная сестра „вечная девственница“. Да была. И даже две!
Еще деталь. Девушка лежит обнаженная, но и ее платье в этой картине тоже присутствует. Не вечно ей так. Возможно что её просто будут одевать, оденут и куда-нибудь отправят. Распотрошив сундук на „недосачу“, компенсируют за приданности счёт её преданной сестры. Из двух полупустых сундуков можно сделать один полный. Всё решено. Почему именно выбор таков если это двойники? Не знаю. Второй сестре остаётся только последний раз ворошить, перекладывать своё „пустое“ сокровище, в последний раз насладиться будущим которое видимо уже не состоится. Конечно интересно рассматривать картины старых мастеров, именно потому что они сюжетные. Они сценарные, они повествовательные, киношные, них есть это самое действия, развернутое событие. Надо просто угадать, надо просто посмотреть. Почему в одном углу нега покой и долгожданный отдых. У другом суета пыль, перетряхивание белья. Для служанок девушки слишком хорошо одеты, золотая нить это золотая нить тогда не было никаких искусственных красителей и всяких штучек тогда было реальное золото. По моему, на сундуках изображены гарпии, человекоподобные птицы в древесном орнаменте.
„Женщина в чашке.“ Подлежащее. Да конечно здесь образцово-показательное „ню“! Что-то „еще или уже“ эталонное. Их много этих самых „лежащих Венер“ и уже непонятно на кого всё-таки они копируют. Кто её всё-таки разложил. Наверное самая исходно лежащая Венера. Картина Апеллеса, та что так взволновала и на-по-полнила собой весь античный мир. От мозаик до ваз, и скульптур- как картина номер один- лежащая богиня. Всё-таки положить женщину это гораздо больше подвиг чем её раздеть. Тут есть хитрое оправдание что вроде как это Венера все-таки, не лежит! Она еще плывёт, она еще только вылезает, (из космического) из раковины. Её блестящее тело это немножко Жемчужина, часть моря. Ещё Апеллес так её уложил, что не очень понятно где сама раковина, ее бронированный хитиновый слой, а где развивающиеся от ветра парашютная оболочки одежд. „Улитка тоже“ имеет складки точно такие же как и на простынях. Может быть просто художник хочет рисовать складки, или морские волны.
Собачка это тоже часть приданого. Собачка уже на своём месте. Кто виноват? Да никто не виноват. Виновато старшинство, ранг старшая -младшая сестра. Виноваты родители падение курса флорина кому-то повезло, кому-то нет. у кого-то будет своя семья свои заботы свои сундуки, а у кого-то то будет только гроб -усыпальница в монастыре. Действительно эти сундуки вдоль стен, они точно такие же и в фамильном склепе. Который был часто тут же в подвальных помещениях большого купеческого дома. Размер сундука подходящий телу. Возможно этот всего лишь для того чтобы на нём можно было подремать. Узкий чтобы легко его было подымать и вносить в узкие двери, грузить на корабль.
Дамы Тициана не всегда толстые, но почти всегда малогрудые и мало грубые. Эту тему потом будет развивать его поклонник Рубенс. Тициан не любит деревню и вольный воздух, он горожанин в отличии от Джотто.
Лежащая на простынях. На картине точно не утро, у дам „уже прически“, их волосами уже занимались.
У сегодняшних простыней нет таких складок, у нас ткань грубее. А тут еще и блеск, возможно это даже диковинный китайский анти-насекомный шелк. Это значит можно не просто спать, и ждать утра, а нежиться и никто тебя не покусает этой ночью. Тело девушки совершенно, что было редкость в бытовании оспы и кожных инфекций. Такая странная нарочитая композиция с этим самом пополам. „Пополам“, „который“ приходится точно на причинное место. А женское тело, наоборот диагонально делит плоскость картины чётким сгибом. В нижнему левом углу назойливые декоративные, очень дробно „выписанные тканости“ и точно такой же цвет есть и в левом верхнем углу. Платье служанки точно такой же хитрый оттенок „английской красной“ такой очень недорогой небогатой красочки. Та девушка что держит платье (там отчётливо видны рукава) вряд ли может быть служанкой ведь её грудь закрывает вуалетка. Это довольно дорогая и престижная штука служанки такую деталь вряд ли могли себе позволить. Все платья „служанок“, тоже не простые. Их силуэты предполагают наличие внутреннего корсета, это такие подвязываемые тканные мешочки (чем то похожие не внутренние карманы).
Довольно странная композиция этой картины напоминает анекдот. Это когда человек приходит в роскошный галантерейный магазин. И просит отрезать ему кусок парчовой ткани. Потом просит подрезать этот кусок ещё пополам. Потом умаляет и эту половинку разрезать. И ещё слезно просит пополам разделить. Когда остается крошечный лоскут, ему говорят. „Вы что сумасшедший“! Он же оживляется, и говорит. „Да! Вот справка“. Между прочим у Тициана тоже есть справка кстати очень редкая для художников это справка Анти сумасшествия. Это справка о том что он возведен в ранг дворянства. За свою трудовую деятельность. Вот каким мало распространенным образом он зарабатывает Славу и Деньги.
Бижутерия. Несколько украшений — кольцо, браслет и серёжки, диадема. „Дельфская сережка“ из большой, кристально чистой, белой жемчужины. Тогда еще было время когда серьги можно было носить по одной. Мужчины тогда тоже носили серьги если серьги и продавались в паре то это лишь для того чтобы можно было подарить кому-то близкому. Возрождение странно относилось к идее комплекта, пары-странное „базарное время“. Жемчужная драгоценность обозначала чистоту девушки, её нетронутость, целомудрие.
Цветы. Если это роза, это Садовая (чайная) роза, еще по шиповничьи маленькая, не окультуренная лохматенькая, маленькая ещё вся в мелких шипах. Розы в руке невесты? Розовые лепестки были связаны с Венерой может быть именно поэтому картину стали называть Венерой наверное из-за розы. Это не тот цветок который держат вот так в охапке. Не разбираюсь в Ботанике, не знаю что там на самом деле изображено. Хотя в античности обычно на эти розовые лепестки посыпались сверху. Это такой атрибут немножко погодный немножко не телесный, здесь имелось конечно в виду не красота, не царство растений, тут важен был прежде всего запах прежде всего масла. Чем тут пахнет? Лохматенокой собачкой!
Браслеты кольцо-кольцо с черным камнем, его стыдно разглядывать потому что она как раз „на том месте“. Рука с колечком закрывают живот, „знатоки пишут что это колечко помолвки“, и на том самом пальце. Ну из-за кого же отдают прекрасную Венеру? Что за свадебка предлагается олимпийцам. Отдают его „за чудовище“, за урода, инвалида у которого в услужение „банда циклопов“. Это лохматый исковерканный человек, пропахший бензином, машинным маслом и безмерно одинокий. Его даже на Олимп и то пускают с трудом. Всем он неприятен, все его боятся и она будет его бояться. Хотя на самом деле это единственный приличный человек в этой пафосной компании. Потому что он единственный, тот кто умеет любить, тот кто сердечный альтруист. И он готов пожертвовать честью, и божественным, и своей человеческой частью, и даже уважением родни и родноверцев, всем ради того кого он любит. Например ради своей матери которую он так боготворит. И которая в ответ его абсолютно не любит.
Есть мнение что портрет Венеры это портрет именитой куртизанки. Тогда причём здесь сундук? У куртизанок тоже были свои сундуки это было что-то вроде инвестиционного портфеля. Понимая что век недолог, что именно эти вещи потом придётся продавать когда увянет красота, их меняли, перешивали. Конечно надо попробовать выйти за какие-то рамки сценариев именитых искусствоведов как-то пересказать про эту картину по-своему. Ведь и не так уж и мало наберется сценариев в видимом.
1. предадимся фантазиям. Возможно это праведная жена „хозяйка клана“ пришла за своим барахлом в нечистый дом. За своим платьем которое профукал я глупый муж. Возможно в коридоре крик и брань! А та которой достались женены и диадема и кольцо и браслет, решила пожертвовать малой тряпкой. Лежит снаряженная броней-наготой, готовиться дать бой. Игривая, но уверенная то этого не понадобиться. Обиженная прильнула к сундукам, и что она там найдет. То ей не понравиться.
2. Возможно что эта хозяюшка-девушка предалась мечтаниям, разметалась „дуреха“! а в это время ее просто обворовывают. Кто раньше придет в себя, она или ее нерадивая собачонка. У одной сон наяву, у другой с"вернувшийся калачиком» сон во плоти. Сон разума или сон тела пересилит? Где та назойливая блоха что разрушит очарование воровского фарта.
3. ведь возможно что всё то что мы видим вообще происходит в разных помещениях. Это прошлое или будущее нашей героини. Набивали ее предки сундук, для того чтобы она теперь посылала свою служанку на рынок все это продавать.
4. Еще уж совсем странная мистическая, (как без этого,) «ведьминская версия». Все на шабаш, надо только подготовиться и крепко заснуть! В средние века появилось странное шоу «демонстрация и одержимости». Не всегда дело доходило до «расковырянных стигматов». Мистика -это когда странное поведение, имеющие «духовную под основу». Когда в некоторых женских монастырях расцветали идеи адаминства, то есть «Ев-ственной обнаженности». Идеи впревращении сакрального пространства монастыря в какой-то «перво сад». В основном подобным духовным творчеством занимались Германиии и в Испании (в краях басков). Но тем не менее богачи привозили своих одержимых в Италию чтобы излечивается «у великих святынь папского престола». Для итальянцев это было в диковинку, собственных сивилл у них пока не было, и они воспринимали подобных кликушестенно, воюющих как «поп идолов». Церковь тоже их любила, как демонстрантов силы недремлющего сатаны. Действительно любопытная тема, что в то «суеверное время», можно было с помощью него суверенного «мнимого сумасшествия» уничтожить своих врагов. Свести счеты например обвинив их в том что они колдуны мы и наводят проклятия.
Кровать стена, комната. Три сегмента композиции. Вверху картина четко разделена на две части. Черное и белое. Черное -девица макро. Белое- девицы микро. На одной пустота и ничего не происходит, на другой сцена действие. Одна «Тёмная» пустая, драпированная, лишённая деталей. Вторая освященная, наполненная мелочовкой, орнаментами, людьми и даже балконом с внешним миром. 119 см (46,8 дюйма); Ширина: 165 см (64,9 дюйма) Техника: Холст, масло. Странная такая художественная догадка всего Возрождения- о том что у форм всегда есть излом, акцент. Какая-то большая «силовая линия» по которой скользит свет. Туда и обратно, это как всегдашний «муаровый перегиб света» на прилизанной женской прическе. Свет «бродит на всем», например тёмный круп лошади или черные доспехи (Аньоло Бронзино), или блестящий шлем. Понимали что совершенно не надо рисовать весь этот шлем, ковыряться с орнаментом. Можно заниматься живописью не так как занимались всегда. Нет больше «средневекового сияния», света которой освещает фигуры «отовсюду», нет больше той рассеянности «в вечном». Есть луч- направление, и источники света. Тициан начал воплощать эту идею. И если Леонардо только прикоснулся к ней своим сфумато, только научился «сгущать» обволакивать. То Тициан уже научиться «сужать"разрывать эту темноту, упрощать второстепенное, акцентировать внимание на главенствующем. Надо просто дать этот самый чёткий штрих блик, эту грозовую линию, и она сразу же как-то сама по себе «складывает», создает весь предмет. Граница света и тени- терминаторная живопись. Говорит! Деталь это уже сама форма такая минималистическая лепка из складок, из профилей. Если это понимает художник, то ему с этим знанием становиться очень тяжело жить. Он начинает «мастерить», и везде у него начинаются скулы, акценты, блики, веллеры. А Тициан уже понимает, но еще не злодействует.
Музей Уффици, Флоренция. Мне больше всего нравиться зеленая драпировка в картине. Пустота похожая на паутину, такая загадочная разбегающаяся вовсе стороны. Композиционно определяющая все «пятном» переливчатая тень, образующая ровнехонький черный квадрат. Занятости. Тут есть одна тонкость, которая для меня делает всю картину предельно реальным и не фотографическим объектом. Именно в этом месте на старом холсте образовались какие то складки, замятости. Словно сама нарисованная героиня, устав лежать и отдыхать, разминалась, шевеля рукой гладила эту дорогую ткань. Вдруг натурализм из бликов, кисти ли Вечеллио. И уже не понимаешь толи это отлив бархата, то ли отлив лака и самого полотна работы.
Мутант художники- Микеланжело, рафаэль, леонардо и донателло. Интернет пишет, что у знаменитых десантников культуры, черепашек ниндзя была потерянная в Китае сестра, которая получила имя Венера Милосская. Странно, ведь была же великолепная художница возрождения Атремисия Дженелески, которую никак еще не прославили.