Место для рекламы

КВАРТЕТ

1.

Я сам себе объяснить не могу,
откуда пришли они,
как появились в моём мозгу
прожекторные огни.
Я вижу как бы сквозь мелкий дождь,
сколько хватает глаз,
убитый тысячами подошв
серый лагерный плац.
А на скрещении тех огней,
тех беспощадных лучей —
словно бы сцена, и на ней
четверо скрипачей.

Что они делают в этом аду,
где звуки — лишь плач и крик?
Неужто с лагерным бытом в ладу
Моцарт или же Григ?
Концертных залов забыт уют —
облик войны суров.
И всё-таки инструменты поют
в свете прожекторов!
И штурмбанфюрер с помоста глядит
на тех, кто играет внизу,
и, позабыв про воинский вид,
не утирает слезу.

Он горд — это он обнаружил их,
известней которых нет.
Сперва случайно нашёл двоих
и создал из них дуэт.
Потом уже прицельно искал,
сомнения поборов,
и вот ещё двоих обласкал
признанных мастеров.
Для них сказал он: — Да будет свет! -
в мире, что брошен во тьму.
Четыре гения! И квартет
принадлежит ему!

Их привезли из разных земель
и поместили в аду.
Первым Лазар покинул Брюссель
в сороковом году.
Из Вены Йозеф, из Праги Давид,
из Ленинграда Абрам,
и каждый немыслимо был знаменит
там, где жил, и не только там.
А тут, чтоб их бытие пресечь,
нужны были только срок,
холод, голод, болезнь — и печь:
такой рутинный итог.

А штурмбанфюрер прибавил паёк,
вселил в утеплённый барак,
дал инструменты — в общем, помог
выпрямиться кое-как.
Они послушны: что босс велит,
играют почти с листа.
А босс — любитель и эрудит —
знает людей и места,
где ещё сохраняются в тишине
коллекции редких нот,
где и сейчас, вопреки войне,
шедевр ценителя ждёт.

Гармония, правда, чуть-чуть не та —
басовой основы нет:
всё же две скрипки и два альта
не создают квартет.
Но в том и приманка для знатока,
изыска тонкий тайник:
на всей планете наверняка
такой состав не возник.
Они закончили. Босс молчит
несколько долгих минут,
ладонью потом о ладонь стучит
и произносит: — Гут!

И продолжает, как дирижёр,
подняв изящную трость:
— Через неделю к нам в Собибор
приедет высокий гость —
сам группенфюрер; он меломан,
любит старинный лад;
в лагере невозможен орган,
но квартету он будет рад.
Делаем так: Букстехуде, Бём,
а на закуску Бах.
Итак, работайте ночью и днём,
за совесть, а не за страх.

2.

Комендатура, конечно, не зал,
но сойдёт за салон.
Группенфюрер, прикрыв глаза,
в музыку погружён.
Программа исполнена. Он рукой
подзывает к себе квартет:
— А что, мастера, красоты такой
в еврейской музыке нет?
А ну-ка сыграйте мне на заказ,
чего не играли давно.
Я знаю — наверняка у вас
что-то припасено!

Паузу резко прервал Давид —
решенье пришло само:
— Деи Росси л’Эбрео сейчас прозвучит,
«А ширим ашер ли-Шломо».
И вот две скрипки и два альта
стали играть хорал,
и в нём такая была красота,
которой никто не знал —
ни тот, знаток, ни тот, меломан,
тем паче никто другой, —
но все понимали: тает обман
при встрече с правдой нагой.

Пели скрипки и пели альты
то, что не пелось давно.
Мелодия шла с такой высоты,
где и дышать мудрено.
И говорил семнадцатый век,
в двадцатом веке звуча,
о том, как давно презрел человек
ничтожество палача.
В хорале, который уже не забыть,
читалась простая суть —
что тот, кто тело может убить,
душе не страшен ничуть.

Последний аккорд. Спокойный поклон.
Как на сцене, стоит квартет,
словно не было войн и зон,
и всех беспощадных лет,
и только музыки торжество,
и жизнь победила мор,
и группенфюрер молчит мертво
и мёртво глядит в упор.
Потом встаёт, элегантен, сед,
глаза — два осколка льда:
— Концерт окончен. А этих — нет
и не было никогда.

И выходит, отбросив стул,
своей охраной храним,
и штурмбанфюрер вдруг стал сутул
и молча пошёл за ним.
А скрипачи побрели гуськом
в свой утеплённый барак,
и каждый не мог не думать о том,
что завтра — конечный мрак.
Но в те же сутки, как Божий гнев,
была бомбёжка в ночи,
и штурмбанфюрер погиб, не успев
артистов пригнать к печи.

3.

В Швейцарии есть городок Роттервиль,
в городке старинный собор.
Красив его благородный шпиль
на фоне далёких гор.
Собор акустикой знаменит
и ещё органом своим,
и светская музыка тут звучит
раз в неделю по выходным.
Событие семидесятых лет
живёт в афишной строке:
всемирно известный Венский квартет
даёт концерт в городке.

В программе — классики разных стран
и новое есть письмо:
Ма’аяни — фрагменты поэм «Кумран»
и «А ширим ашер ли-Шломо».
И была эта музыка так свежа,
словно грозы гуляли здесь,
и объём от органа до витража
переполнен озоном весь,
и была в том лёгкая, что ли, печаль
о чём-то небесном таком,
что в суете мы теряем, а жаль,
и только мечтаем тайком…

К тому, кто первую скрипку играл,
подошёл в антракте старик —
сед, элегантен: — Последний хорал
воистину был велик!
Могу ошибаться — поправьте меня,
я был бы ошибке рад, —
но нечто похожее слышал я
лет тридцать тому назад.
— Вы не ошиблись, — он слышит в ответ
словно бы залпа гром. -
Похожее вам играл квартет
в лагере, в сорок втором.

— Не понимаю. — Мой вам совет:
не торопите года.
Ведь я из тех, которых нет
и не было никогда.
Вы позабыли свои слова,
свою прощальную речь,
которая нас превращала в дрова
и направляла в печь.
За эти слова суди вас Бог —
я прочно запомнил их,
я, единственный из четырёх,
оставшийся ныне в живых.

Глаза зажглись ледяным огнём,
застыло лицо старика
и проступили резко на нём
два каменных желвака:
— Вы других не стоите слов,
и если хотите знать,
я стар, но и сегодня готов
их повторить опять.
Увы, сегодня такой приказ —
не во власти моей,
но уверяю, настанет час,
чтоб возродиться ей!

Не совершу я особый грех,
тот повторив приказ:
немец, француз, и швед, и грек —
равно не любят вас.
А если Европа вам не указ,
то под сводом иных небес
точно так же не любят вас
индиец, араб и перс.
— Вы правы, — устало сказал скрипач, —
на это не возразишь.
Так что ж мне, палач, ложись и плачь?
Или — живи, как мышь?

Нет! Тысячелетий неспешный бег
мне твердит о своём:
сотни народов исчезли навек,
а мы, евреи, живём.
Задайте вопрос, почему же так,
и дайте честный ответ:
десятки империй ушли во мрак,
а мы, гонимые, — нет.
И то, что сегодня узнали вы,
легло на тот же мотив:
ваши вожди тридцать лет мертвы,
а я, вопреки им, жив.

И музыка из невозможной страны
звучит в свободной стране,
и, слушая, люди понять должны,
на чьей Господь стороне.
А мы — мы знаем, что с нами Он,
Его негаснущий свет;
мы записали Его Закон,
выше которого нет.
А музыка… Что же, в ней красота,
служу ей, покуда жив.
И всё. На свои вернёмся места —
кончается перерыв.

Публикация Александра Германта

Опубликовал  пиктограмма мужчиныБорис Перельмутер  01 фев 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь сказал, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Они спросили, почему она не называет своих признаков. Она сказала: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится»

Опубликовал  пиктограмма мужчиныФЕРУЗ  20 ноя 2012

Если уж наломал дров, то всегда найдутся те, кто раздуют из этого огонь.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныEl Senor Forever  12 фев 2013

Вопрос к армянскому радио:
— Зачем Россия запускает олимпийский огонь в космос?
Ответ армянского радио:
— Затем, чтобы весь мир видел, как она умеет прожигать деньги.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныvetos74  08 ноя 2013