Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Михаил Нестеров считал картину «Видение отроку Варфоломею» своей лучшей работой, и это притом, что он написал множество других прекрасных картин. Но именно это полотно, от которого веет каким-то тихим ощущением чуда, больше всего нравилось самому художнику.
На фоне осеннего русского пейзажа стоит мальчик-пастушок, молитвенно сложив руки перед старцем в священническом облачении. Из названия картины ясно, что мальчика зовут Варфоломеем. Православный мир знает его как Сергия Радонежского.
Образ преподобного Сергия Радонежского занимал мысли Михаила Нестерова особенно глубоко в 80−90-е годы XIX века. В этот период он воплощал его в разных своих произведения. Среди них картина, посвященная детству св. Сергия, стала самой знаменитой. Здесь идея художника об обретении нового духовного опыта, о значимости переломного момента в жизни для определения всей дальнейшей судьбы человека, звучит особенно ясно.
Работу над картиной Нестеров начал в 1889 году. Еще до написания фигур он сделал пейзаж, отразив в нем окрестности Троице-Сергиевой лавры.
Во время написания картины случилось драматическое происшествие: будучи больным, Нестеров продолжал работать, а чтобы писать верхнюю часть картины, он вставал на скамеечку. Но началось головокружение, и художник упал прямо на натянутый холст. Он был испорчен. Так что Нестерову пришлось готовить другой холст, скопировать туда уже написанное (это был пейзаж) и дописывать картину уже на этом холсте.
Впервые картина предстала перед зрителями на 18-ой выставке передвижников. Ее тут же купил Павел Третьяков.
Кстати, существует еще и другой вариант с тем же сюжетом. Здесь явившийся Варфоломею старец показан фронтально, а мальчик — со спины. Пейзаж прекрасен, но по силе воздействия на зрителя этот вариант не так мощен, как известная нам картина.
Так что за видение было отроку Варфоломею?
О детстве Сергия Радонежского есть предание, что как-то отец отправил его пасти лошадей. Идя по полю, мальчик вдруг под старым дубом увидел старца в черных ризах, погруженного в молитву. Удивившим такому неожиданному явлению, Варфоломей подошел к нему и стоял рядом, пока старец молился. По окончанию молитвы тот благословил отрока и спросил, какое у него есть желание. Варфоломей был тогда неграмотным и сказал, что хотел бы учиться грамоте. Инок ответил, что «отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников».
После чего дал вкусить просфоры. Согласно преданию, это был ангел, принявший образ монаха.
Насчет ангела, конечно, вопрос спорный, но легенда может иметь под собой реальный факт встречи юного Варфоломея с неким монахом, который оказался тем человеком, разговор с которым изменил жизнь мальчика и, в конечном итоге, сделал его тем, кем он стал. А уже позже, конечно, событию придали мистический флер.
Либо эта встреча существовало только в соображении Варфоломея, он ее нафантазировал, но потом сам искренне поверил в реальность видения.
Как бы то ни было, сюжет вдохновил Михаила Нестерова на создание прекрасного произведения.