Место для рекламы

Эрмитаж, самый посещаемый музей России

7 декабря празднует День Рождения самый большой и знаменитый музей нашей страны — Государственный Эрмитаж. Его фонды насчитывают около 3 миллионов экспонатов и являются одними из богатейших во всём мире, а на их осмотр уйдёт более 10 лет, если на каждый предмет тратить всего 1 минуту. Дата 7 декабря выбрана неслучайно — это день Святой Екатерины, небесной покровительницы создательницы музея.

Годом основания Эрмитажа считается 1764, поскольку именно тогда императрица Екатерина II приобрела первые картины, послужившие началом знаменитой коллекции. Среди них были полотна таких прославленных мастеров, как Рембрандт, Рубенс, ван Дейк, Йорданс, а также других голландских и фламандских художников. Поначалу картины размещались в покоях Зимнего Дворца, являющегося сейчас главным зданием музея. Екатерина была большой поклонницей искусства, поэтому её коллекция довольно быстро разрасталась, и, когда была завершена постройка нового корпуса дворца — Малого Эрмитажа, картины и скульптуры были перенесены туда.

Слово «эрмитаж» происходит от французского «место уединения». Императрица решила назвать новые покои именно так, потому что использовала их как место отдыха и встреч с близкими друзьями. Этот Эрмитаж был не первым, построенным в России. Строение с самой ранней датой постройки находится в Петергофе и было сооружено по указу Петра I. И петровский, и екатерининский Эрмитажи имеют много общих черт, кроме своего назначения. В обоих зданиях были подъёмные столы, сервировавшиеся в помещении, расположенном ниже, и поднимавшиеся к венценосным особам и их гостям с помощью специальных механизмов. Собственно, от Малого Эрмитажа за музеем и закрепилось его современное название.

Вместе с Малым Эрмитажем был создан и Висячий сад. Закрытый от ветра со всех сторон высокими стенами, сад имеет особый микроклимат, позволяющий высаживать различные сорта цветов. Аллеи сада украшены скульптурами и фонтанами. После реконструкции 2012 года он открыт для посещения и радует глаз своими яркими красками с весны до поздней осени.

Однако собрание произведений искусства увеличивалось настолько быстро, что ещё до окончания постройки Малого Эрмитажа, Екатерина решила приступить к строительству ещё одного здания, названного Большим Эрмитажем. Сейчас в нём находится множество произведений итальянских мастеров эпохи Возрождения, включая знаменитые «Мадонну Литту» и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Кающуюся Марию Магдалину» и «Данаю» Тициана. Одним из главных украшений Большого Эрмитажа являются Лоджии Рафаэля с копиями фресок Папского дворца Ватикана.

За время своего царствования Екатерина II собрала порядка 4 тысяч картин, а её внуки, Александр I и Николай I, продолжили дело своей бабки, значительно расширив эту коллекцию. После Отечественной войны 1812 года, а также Заграничных походов 1813—1814 годов собрание пополнилось большим количеством новых экспонатов, причём не только картинами и скульптурами, но и военными трофеями. К последним относится мундир маршала Нея, прозванного Храбрейшим из храбрых. В промежутках между делами, связанными с решением многочисленных вопросов по послевоенному устройству Европы, Александр I не забывал пополнять своё собрание. Например, в 1815 году он приобрёл большую часть коллекции Жозефины Богарне, включая знаменитые мраморные статуи Кановы, а камею Гонзага, ставшую самой известной камей Эрмитажа, бывшая императрица подарила сама в 1814 году, в знак особой признательности за обеспечение безопасности её семьи при вхождении союзных войск в Париж.

Несомненно, самым грандиозным объектом в Эрмитаже, связанным с наполеоновскими войнами, является Военная галерея, состоящая из 332 портретов, выполненных английским живописцем Джорджем Доу.

Николай I решил открыть музей для широкой публики, что и сделал в 1852 году в здании Нового Эрмитажа, первом здании в России, специально построенном для размещения в своих стенах художественного музея, посетить который могли все желающие. Новый Эрмитаж знаменит своими атлантами — десятью пятиметровыми фигурами, поддерживающими его портик. Именно они «держат небо на каменных руках» в песне А. Городницкого, которая в 2018 году стала официальным гимном Эрмитажа.

Также во время правления Николая I был создан самый большой экспонат музея, а именно Александровская колонна, воздвигнутая в 1834 году на Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном, построившим Исаакиевский собор. Колонна имеет высоту 47,5 метров, а её гранитный ствол весит более 600 тонн и держится благодаря силе тяжести без каких-либо дополнительных опор. В 2009 году монумент передали в ведение сотрудников Государственного Эрмитажа.

События, связанные с революцией, значительно повлияли на Эрмитаж и состав его фондов. С одной стороны, за счёт национализации частных собраний, например, князей Юсуповых, графов Строгановых и Шереметьевых, коллекция музея обогатилась, но с другой, продажа картин в 1929—1934 годах с целью получения средств для развития промышленности и выполнения других задач государственной политики нанесла коллекции непоправимый урон. Эрмитаж лишился полотен Рубенса, Рембрандта, Тициана, ван Эйка, Ватто, ван Дейка, Рафаэля, Боттичелли и многих других мастеров.

Кроме живописных произведений, были распроданы образцы ювелирного, нумизматического и мебельного искусства. Вместе с этим Бриллиантовая комната Эрмитажа была перенесена в Оружейную палату Московского Кремля, став основой для Алмазного Фонда, и также пострадала от распродаж, проведённых советским правительством. Из-за них страна лишилась почти всех знаменитых Яиц Фаберже, а в Эрмитаже почти 100 лет не было ни одного, пока в 2014 году в дар музею не было передано «Ротшильдовское» яйцо.

Великая Отечественная война не нанесла почти никакого урона эрмитажной коллекции, поскольку её большая часть, порядка 2 миллионов экспонатов, была эвакуирована. Однако здания и интерьеры страдали от погодных условий и авианалётов, но сотрудники всеми силами старались сохранить их, а также оставшуюся в Ленинграде часть собрания, и не прекращали вести научную деятельность.

В подвалах Эрмитажа было организовано 12 бомбоубежищ, а сам музей не функционировал. За всё время войны в его здания попали 32 снаряда и 2 авиационные бомбы. Снова музей был частично открыт уже в ноябре 1944 года, но восстановительные работы продолжались ещё долгое время.

В 1981 году Эрмитажу был передан дворец А.Д. Меншикова, в котором разместилась экспозиция, посвящённая петровской эпохе. После опалы светлейшего князя в его дворце располагался Первый кадетский корпус, в котором учились такие выдающиеся полководцы, как генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский и генералиссимус А.В.Суворов, а также блистательный актёр Ф.Г. Волков — основатель первого театра в России.

Несмотря на это выставочных площадей всё равно не хватало, в 1989 году количество экспонатов, находившихся в запасниках, было невероятно велико. Поэтому в 1993 году Эрмитажу было передано восточное крыло Главного штаба для размещения коллекции.

Сейчас в нём располагаются произведения художников Франции второй половины XIX века, импрессионистов и постимпрессионистов; мастеров XX века, таких как Матисс и Пикассо, а также одно из авторских повторений «Чёрного квадрата»; постоянная экспозиция, посвящённая деятельности Министерства иностранных Дел Российской империи, включающая личные вещи канцлера А.М. Горчакова и перо, которым был подписан Парижский мир 1856 года; предметы, изготовленные фирмой Карла Фаберже, в частности миниатюрная копия императорских регалий; выставка, посвящённая искусству эпохи ампир, а также деятелям того периода, в рамках которой постоянно экспонируются личные вещи императора Александра I и парадные костюмы и мундиры Евгения Богарне. Также именно в Здании Главного Штаба хранится знаменитое полотно А.-Ж. Гро «Наполеон на Аркольском мосту».

Площади Главного Штаба ситуацию с нехваткой места практически не решили, и с 1990 года начинается строительство фондохранилища «Старая Деревня», в котором находятся и реставрационные помещения. «Старая деревня» хранит коллекции мебели, одежды, карет, шпалер, витражей, декоративно-прикладного искусства различных стран и многие другие экспонаты, включая подарки, как российским императорам, так и городу Санкт-Петербургу. В фондохранилище регулярно проводятся экскурсии и лекции по различным искусствоведческим направлениям.

В 2014 году Здание Биржи, в котором ранее располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея, было передано Эрмитажу. Сейчас оно закрыто на реставрацию, но в скором времени там планируется открыть музей русской гвардии и геральдики.

Кроме музейных залов, Эрмитажу принадлежит здание Запасного дома, где находятся реставрационные мастерские и исследовательские лаборатории; и Эрмитажный театр, где регулярно проводятся концерты и ставятся балеты, оперы и спектакли.

Конечно, больше всего видна работа реставраторов и экскурсоводов музея, ведь посетители приходят в музей полюбоваться предметами искусства и старины. Но специалисты других профилей также прикладывают большие усилия для сохранности и правильного экспонирования коллекций Эрмитажа.

Например, сотрудники Отдела главного энергетика, занимающиеся музейным освещением, разработали лампы нового типа, дающие прекрасную освещённость при использовании светильников начала XX века. Стандартные не подходили: нужно было либо отказаться от родных осветительных приборов, поскольку мощные лампочки перегревались, из-за чего светильники стремительно портились, либо пожертвовать удобством посетителей, потому что лампочки меньшей мощности были слишком тусклыми. Изобретённая электриками Эрмитажа новая конструкция решила обе проблемы, сохранив светильники и нисколько не ухудшив восприятие гостями музея его экспонатов.

Ещё одной достопримечательностью Эрмитажа являются его сотрудники, занимающие одну из старейших должностей музея. Речь о знаменитых эрмитажных котах. Считается, что первый кот был привезён в Зимний дворец ещё Петром I не только до основания музея, но ещё и до постройки его современного здания. С тех пор коты жили во дворце, занимаясь ловлей крыс и мышей.

За всё время существования Эрмитажа усатые служители были в нём постоянно, исчезнув только на время блокады. Зимой 1941−1942 годов все коты или погибли, или были съедены. Без них залы музея наводнили грызуны, от которых не спасали ни яды, ни ловушки. После снятия блокады по всей стране был проведён сбор котов, многие жители без колебаний отдали своих домашних любимцев ради спасения Ленинграда от крыс и мышей. Из завезённых в город 5 тысяч котов в Эрмитаж попало около 200, быстро избавив парадные залы и подвалы от вредителей. Сейчас в музее живёт около 50 котов, у них есть собственный пресс-секретарь, благотворительный счёт и праздник — День Эрмитажного кота.

Во время «Дня Эрмитажного кота» проводятся тематические конкурсы. Одним из них является конкурс детского рисунка
Во время «Дня Эрмитажного кота» проводятся тематические конкурсы. Одним из них является конкурс детского рисунка
Количество животных постоянством не отличается и очень быстро возрастает, поэтому музей регулярно проводит акцию «Хочу домой!», во время которой отдаёт котов желающим, предварительно убедившись, что новый владелец будет хорошо заботиться о своём питомце. Всем забравшим кота из Эрмитажа выдаётся сертификат «Владелец Эрмитажного кота».

Эрмитаж постоянно открывает новые филиалы и выставочные центры в других городах, как в России, так и за рубежом. Уже успешно функционируют отделения музея в Казани, Выборге и Амстердаме, а в скором времени готовится открытие центра «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге.

Ежегодно Эрмитаж с размахом отмечает свой День Рождения. Открытие новых выставок, праздничные концерты, тематические лекции и семинары начинаются ещё в конце ноября, а завершаются традиционно 9 декабря в день Святого Георгия. Во время этих мероприятий Эрмитаж продлевает время своей работы, а в один из дней организует свободный вход.

Эрмитаж является одним из самых знаменитых музеев мира. Хорошо ли Вы знаете другие музеи мира? Проверьте свои знания в викторине «Знаменитые музеи мира» на сайте Центра «Эрудит»

Опубликовал    26 янв 2021
1 комментарий

Похожие цитаты

Главная десятка шедевров в Лувре

Побывать в Париже и не заглянуть в Лувр — просто преступление. Это вам любой турист скажет. Но если вы заранее не подготовились, то рискуете затеряться среди толпы людей с камерами, планшетами и смартфонами и упустить то самое главное, ради чего весь мир стремится в крупнейший парижский музей. Лувр огромен и прекрасен. Насладиться всеми его экспонатами даже за один день не получится — их более 300 000. Чтобы не получить эстетический шок от перенасыщения прекрасным, приходится делать выбор…

«Мон…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  15 ноя 2018

После 75 лет мир открывается по-новому

Президенту ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирине Антоновой 20 марта 2019 года исполнилось 97 лет. В этом интервью, которое она дала «Российской газете» в 2016 году, она рассказывает о своем отношении к пожилому возрасту, старению и красоте.

Ирина Александровна, человек в возрасте — это не тот, кто считает потери, но и тот, кто больше всего приобрел — колоссальные знания, например, или глубокое понимание сути и смысла жизни.

Ирина Антонова: В нашей стране обществ…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  24 мар 2019

Тайны и скрытый смысл на картинах в Музее Тропинина

Старинные полотна часто содержат в себе детали, не слишком понятные неподготовленному зрителю. Между тем, художники зачастую изображали их намеренно, чтобы полнее раскрыть образ своего героя. Какие интересные подробности можно обнаружить на картинах в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени?

Орден и пуговицы

Когда основатель музея Феликс Вишневский приобрёл этот подписанный Тропининым портрет, имя изображённого на нём санов…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  18 сен 2019