Как я уже говорила в предыдущих статьях, известное на весь мир полотно Леонардо да Винчи скрывает в себе много загадок. В предыдущих статьях я рассказала о самых популярных версиях ответа на вопрос: Кто вообще изображен на портрете? (тем, кто не читал, я по традиции дам ссылки в конце этого рассказа). И если вы уже определились с той версией, которая вам больше по душе, тогда я подброшу следующую загадку:
Известно, что великий Леонардо писал таки портрет жены торговца тканями Франческо дель Джокондо. Но описание этой самой жены не совпадает с тех изображением, над которым ломают голову множество людей уже столько лет. И тогда вопрос: а где, собственно, портрет этой самой Лизы? Которая Монна.
Но лучше обо всем по порядку. Современник да Винчи Джорджо Вазари, сам бывший и архитектором и живописцем, в наши дни больше известен как автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», состоящих из 178 биографий. Сейчас чаще всего цитируются несколько самых известных — Леонардо да Винчи, Ботичелли, Рафаэля, Тициана, Микеланджело и Джотто.
Так вот, согласно уважаемому автору и современнику, глаза Лизы Герардини дель Джокондо на портрете «имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека… Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом… Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ… Улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо…»
Теперь давайте взглянем на всем известный портрет из Лувра. Губы ни разу ни алые, улыбка не то, что божественная, вообще спорно, улыбается ли Джоконда, а бровей нет вообще. Лоб тоже выбрит высоко, поэтому и речи не может быть о какой-либо естественности. А самое главное — даме на портрете не меньше 30-ти, а то и 35-ти лет. А Лизе дель Джокондо на момент написания портрета было не больше 25. Ну и последний штрих: всем известно, что портрет жены торговца тканями не был дописан (по официальной версии) и по этой причине не передан заказчику, а в Лувре мы видим вполне законченное произведение.
В итоге, при наличии таких несостыковок возникает вопрос: где настоящая Мона Лиза и что висит в Лувре? Для начала определимся с авторством. Опираясь на мнение специалистов по творчеству да Винчи приходим к выводу, что что полотно написано великим Леонардо — знаменитая техника сфумато, о которой я писала в предыдущей статье, лучшее тому доказательство. Есть и еще одно, но о нем чуть позже.
А если в Лувре висит подлинник да Винчи, но это не Мона Лиза, то где же Мона? Которая Лиза? Продолжаем разбираться и тут вдруг неожиданно всплывает еще несколько портретов подходящих под «условия задачи» и, значит, вполне могущих претендовать на звание знаменитой Джоконды.
И первая из них — «Мона Лиза» из Музея Прадо в Мадриде. Автор картины неизвестен, но считается, что он был одним из учеников да Винчи. Полотно было написано в одно время с портретом, хранящимся в Лувре и долгое время считалось одной из многочисленных копий шедевра. Пока в один прекрасный день картину не отправили на реставрацию, во время которой выяснилось, что темный фон, на фоне которого изображена девушка, нанесен намного позже — скорее всего в начале 1700-х.
Когда краску осторожно сняли, под ней оказался пейзаж, практически идентичный оригиналу да Винчи. После этого картина подверглась более пристальному исследованию и, проведя инфракрасное сканирование, ученые выяснили что первоначальные наброски картины очень близки к работе Леонардо. Более того, исследование слоев показало, что картина подвергалась почти тем же изменениям, что и предполагаемый оригинал. Одновременно с этим на портрете из Прадо мы как раз находим и отсутствующие у Луврской Моны Лизы брови, и возраст девушки намного ближе к искомым 25-ти годам. Но зато отсутствует техника сфумато.
Прежде, чем делать окончательные выводы, нужно рассмотреть остальные варианты, что я и собираюсь сделать в следующей статье.