«Утомленное солнце», «Кумпарсита», «Синяя рапсодия», «Ревность» — все эти то томные, то страстные мелодии танго никого не могут оставить равнодушными. Танго — это танец страсти, танец борьбы, танец любви и ненависти, даже смерти.
Существует несколько теорий о происхождении танго. Вот одна из них: изначально танец такого рода танцевали в борделях Буэнос-Айреса, который в то время был просто маленькой деревушкой. Окрестные гаучо (пастухи) приходили в город в поисках развлечений, одним из которых были бордели — и танцы в них. Поскольку гаучо не меняли одежду и не мылись, танцевали они в заскорузлых штанах (что приводило к тому, что ноги их были согнуты в коленях), и пахли они соответственно (поэтому дамы обычно отворачивали голову в сторону от кавалера). Левая рука дамы обычно лежала на бедре кавалера — в максимальной близости от кармана с деньгами. Парам приходилось манипулировать между столами, поскольку места было мало.
Так возникли основные движения и па аргентинского танго, появившегося в Аргентине в середине 19-го столетия. Это был танец бедных кварталов, танец иммигрантов, приехавших в Аргентину за счастьем — как и многие другие иммигранты всех веков и народов. Поэтому проследить за начальным развитием танго сложно — эти люди обычно не оставляли записей, а более образованные классы Аргентины презирали развлечения черни. Мелодии для танцев сплавились воедино из испанского фламенко, аргентинской милонги, польской мазурки, гаванской хабанеры и немецкого вальса. Оркестр обычно состоял из бандонеона (разновидность аккордеона), гитары, пианино, контрабаса или любого сочетания названных инструментов. Позднее к ним прибавились скрипка и флейта.
В 19 веке в Аргентине было много мужчин, но мало женщин. Поэтому борьба за обладание дамой — в борделе или как постоянной подругой — была достаточно острой. В ожидании, когда дама освободится от очередного партнера, мужчины часто танцевали друг с другом, оттачивая мастерство танца. Часто они соревновались друг с другом за право обладания дамой, поскольку обычно дама выбирала наиболее искусного танцора. Последним словом в этом поединке страстей иногда становился нож, вонзенный в спину более удачливого соперника. Возможно, поэтому танго называют танцем смерти…
Почему 11 декабря стало Днем Танго? 11 декабря 1887 года родился певец Карлос Гардель, признанный король этого танца. Иммигрант из Франции, приехавший в Аргентину в 6 лет, в подростковом возрасте «заболел» танго и вскоре стал знаменитым настолько, что перерос Аргентину. Переехав в Европу, он успешно представил танго Парижу, откуда этот танец начал свое триумфальное шествие по странам и континентам. В 1930 году Карлос заключил контракт со студией Парамаунт и снялся в таких фильмах, как «Огни Буэнос-Айреса», «Танго Бар», «Мелодия предместий». Голливуд снял фильм «День, когда ты меня полюбишь» с Гарделем в главной роли. К сожалению, карьера Гарделя неожиданно прервалась в 1935 году — он погиб в авиакатастрофе.
Однако танго продолжает развиваться. Со временем этот танец покоряет даже тех, кто считал его неприличным и развратным, например, Папу Пия Х, который запретил «это», однако снял свой запрет после того, как в 1914 году ученики аргентинца К. Аина станцевали перед ним в Ватикане. Танго также было запрещено танцевать в Германии и России, что не помешало бешеной популярности этого танца. В 20−30 годы в Советском союзе танго считалось упадочным и мещанским танцем, тем не менее заигранные пластинки с мелодиями танго передавались из рук в руки.
В 50-е годы, годы Великой Депрессии в США и военных диктатур в Южной Америке, танго начинает забываться. Пришедшая затем эпоха рок-н-ролла, казалось, вытеснила танго надолго, если не навсегда. Но поставленное в 1983 году в Париже шоу «Аргентинское танго» произвело фурор и моментально возродило забытый танец. Повсеместно люди кинулись брать уроки танго, и с тех пор этот танец не теряет своей популярности.
Существует несколько видов танго:
Танго «милонгеро», наиболее близкое к оригинальному аргентинскому танго. Милонгеро танцуется в близком объятии, шаги его достаточно просты, импровизации поощряются.
Салонное танго, которое характеризуется большей дистанцией между танцорами, что позволяет использовать более разнообразные па.
Танго «Liso», или простое танго. Отличается более простым и определенным рисунком без множества импровизаций и сложных шагов.
Танго «Nuevo», или новое танго. Это танец с множеством интересных и сложных фигур, поворотов, его часто называют танцем «новой крови». Танцоры стараются найти в этом танце новое выражение и стиль.
И наконец, танго «фантазия». Это постановочное танго для соревнований и театрализованных выступлений. Это танго исполняют профессиональные танцоры, и каждое такое танго является выражением идеи постановщика, будь то месть, ненависть, любовь или иные эмоции.
Но какое бы танго вы не выбрали для того, чтобы отметить этот исключительный праздник, оно должно быть полно эмоций, как и положено этому зажигательному, страстному, конфликтному и жизнеутверждающему танцу.