Строчкогоны, или Гамбургский счет
В «Покровских воротах», в ответ на упрек Соева, что «Шекспир тоже переделывал старинные сюжеты», Велюров восклицает: «Ах, Вы хотите по гамбургскому счету? Извольте! Давайте по гамбургскому!»
В 1928 году писатель Виктор Шкловский выпустил сборник статей под названием «Гамбургский счет».который начиналась словами: «Гамбургский счет — чрезвычайно важное понятие. Все борцы, когда борются, жулят и ложатся на лопатки по приказанию антрепренера. Раз в году в гамбургском трактире собираются борцы. Они борются при закрытых дверях и занавешенных окнах. Долго, некрасиво и тяжело. Здесь устанавливаются истинные классы борцов, — чтобы не исхалтуриться.
Гамбургский счет необходим в литературе…».
Так и появилось выражение «гамбургский счет», которое означает: «чистая правда, без какого-либо обмана». Это подлинная система ценностей.
За основу статьи Шкловский взял рассказ циркового борца Ивана Поддубного о старой традиции «закрытых боев» цирковых борцов.
Без зрителей.
Выражение «по большому счету» впервые встречается у В. Каверина, друга В. Шкловского. Есть основания полагать, что выражение «гамбурский счет» — это — контаминация двух фразеологизмов, придуманных пишущей братией.
По гамбургсому счету неважно, лауреат ли ты премий и член Союза писателей или твои тексты существуют только в Самиздате. Важен сам текст, который оценивается по шкале без уступок. Согласитесь, в литературе — одни оракулы, другие — мыльные пузыри. С ними сложнее.
Читать современных поэтов без слез невозможно. Либо сплошной плагиат, не стесняются даже у Пушкина лямзить. Либо это мозготрахалки, где есть фразы, смысл которых можно придумать только при наличии буйной фантазии. Есть и такие, где отдельные предложения и строки вроде бы вполне осмысленны, но в целом ни во что разумное не складываются. Облик мозготрахалок многообразен — от откровенной, взывающей бессмыслицы, до вроде осмысленного бормотания.
Ломаные ритмы, кривые рифмы, демонстративное несоблюдение правил грамматики и пунктуации — вплоть до демонстративного нежелания исправлять грамматические ошибки.
Когда я говорю о плагиате, я не имею в виду строчки паремические: поговорки, пословицы, притчи, а четко разделяю, где плагиат и заимствование. Если строка никак не обыгрывается, это однозначно плагиат.
Литература — это храм. И входить в нее надо по гамбургскому счету.