Он рано познал вкус славы и смог сполна насладиться преимуществами своей известности. Валентин Смирнитский не скрывает: в его жизни было множество увлечений, он получал от жизни многое, но судьба далеко не всегда была благосклонна к актёру. Он не привык изливать душу на публику и сокрушаться о своих потерях. Он знает, что значит терять близких людей, но одна из потерь до сих пор заставляет сердце Валентина Смирнитского сжиматься от боли.
Побег в другую жизнь
Георгий Иванович, отец Валентина Смирнитского, был сценаристом, занимался документальными фильмами, но будущий актёр в детстве очень мало интересовался кинематографом. Он, как и все мальчишки того времени, предпочитал познавать жизнь в послевоенных московских дворах. Учился Валентин без особенного рвения, а вот художественной самодеятельностью занимался с удовольствием. Когда Валентина Смирнитского исключили из школы за драку, он перешёл в вечернюю и одновременно стал посещать театральную студию в Замоскворечье.
Вполне естественным стало решение поступать в театральный, и Валентин Смирнитский пошел по пути наименьшего сопротивления: подал документы в Щукинское училище, находившееся рядом с домом, где он жил. Он с головой погрузился в студенческую жизнь, пытаясь таким образом убежать от нерадостной реальности.
К моменту поступления Валентина Смирнитского в училище его отец тяжело заболел, у него диагностировали саркому головного мозга, вслед за ним слегла бабушка, жившая вместе с ними. На плечи мамы легли все заботы по ведению домашнего хозяйства, уходу за близкими людьми и воспитанию десятилетней дочери. Да к тому же она стала единственным кормильцем в семье. Актёр признавался в одном из своих интервью: в то время он сбегал из дома при любой возможности. Чувство вины пришло к нему позже, когда отец уже скончался.
В студенческие годы у него разгорелся роман с Людмилой Пашковой, дочерью Анатолия Колеватова, директора «Ленкома». Брак с Людмилой казался хорошим шансом начать самостоятельную жизнь.
В 1973 году Валентин Смирнитский женился, родители невесты помогли молодожёнам с квартирой, но брак это не спасло. Спустя всего два года семья распалась, как признаётся актёр, только по его вине. Слишком захлестнула его богемная жизнь. После развода Валентин Смирнитский перебрался в театральное общежитие.
Невосполнимая утрата
Во второй раз актёр женился довольно быстро, тем более, что отношения с переводчицей Ириной Коваленко у него завязались ещё во время первого брака. Актёр подружился с дочерью жены от первого брака, а после появления на свет сына Ивана ему казалось, что жизнь, наконец, наладилась. Но Ирина Коваленко не смогла справиться с обрушившейся на мужа славой.
После выхода на экраны фильма «Д'Артаньян и три мушкетёра» поклонницы не давали актёру прохода, да и он сам не отказывал себе в удовольствии. Внимание представительниц прекрасного пола ему льстило, но жена вовсе не была готова к тому, что ей придётся делить супруга с тысячами поклонниц. В результате семья распалась, когда сыну Ивану было шесть лет.
Его воспитанием, по большей части, занимались бабушки, а отец из-за постоянной занятости в театре и кино общался с наследником крайне мало. Бывшая жена всячески ограждала Ивана от встреч с отцом, да и сам Валентин Смирнитский довольствовался эпизодическими встречами с ним и редкими телефонными звонками.
О том, что сын употребляет наркотики, актёр узнал слишком поздно, когда Иван впервые попал в реанимацию с передозировкой. Ирина Коваленко знала о проблеме, но скрывала её от бывшего мужа. Валентин Смирнитский бросился спасать сына, отзывая все свои заработки на его лечение. Он смог устроить Ивана в молодёжный лагерь для реабилитации наркозависимых во Франции, откуда юноша вернулся спустя полгода обновлённым.
Потом он поступил в Тимирязевскую академию, в которой, правда, так и не доучился. Он женился и, казалось, смог избавиться от пагубного пристрастия. Но спустя три года после смерти матери, умершей от сердечного приступа, он сорвался. Валентин Смирнитский узнал о смерти сына от передозировки, когда находился на гастролях в Америке. На похороны он не успел…
Ивану Смирнитскому было всего 26 лет, и актёр до сих пор не может говорить о нём спокойно, хотя прошло уже два десятилетия.
Счастье с четвёртой попытки
В третьем браке с искусствоведом Еленой Шпориной у Валентина Смирнитского появилась дочь. У Елены была уже взрослая дочь и, когда последняя родила малышку Марфу, отец новорождённой уже исчез в неизвестном направлении. Валентин Смирнитский помогал воспитывать Марфу, и девочка, заговорив, вдруг стала называть актёра папой. И даже когда подросла и поняла все сложности семейных связей, всё равно попросила у Виктора Смирнитского разрешения продолжать обращаться к нему, как к отцу.
С Еленой Шпориной отношения разладились в то время, как Валентин Смирнитский занимался спасением сына, а вот с Марфой он продолжает общаться до сих пор.
После развода актёр никак не мог прийти в себя: смерть сына, развод, жизнь в общежитии совершенно выбили его из колеи. На дворе стояли сложные 1990-е годы, ему было уже больше 50 лет, а впереди маячили весьма туманные перспективы. Как известно, в то время театр и кино находились не в лучшем положении.
Лидия Рябцева тогда работала заместителем директора Театра Луны, куда пришёл Валентин Смирнитский. Её брак уже трещал по всем швам, на руках были две дочери 14 и 11 лет от роду. Портос когда-то был любимым героем Лидии Николаевны, а Валентин Смирнитский — её любимым актёром. Кажется, чувства между ними возникли в первый же день знакомства.
Сначала они скрывали ото всех свои отношения, после жили вместе 4 года, и вот уже больше 15 лет Валентин Смирнитский и Лидия Николаевна состоят в браке. Счастливом и спокойном. Лидия Рябцева руководит домом и всей семьёй, у неё волевой характер и талант организатора.
Именно рядом с ней актёр чувствует себя спокойно и уверенно. Кажется, с четвёртой попытки он обрёл ту самую тихую гавань, из которой не хочется никуда уходить.
За что только не ругали критики этот фильм: за незамысловатый сюжет, за наигранность, за перевирание исторических фактов и даже за опереточные голоса актёров. А в результате этот советский трехсерийный приключенческий фильм с Михаилом Боярским в главной роли стал классикой советского кинематографа, полюбившейся зрителям.