Голова Джа-ламы
Эту легенду рассказала Инесса Ивановна Ломакина, журналист-монголовед, автор любопытнейшей книги «Голова Джа-ламы».
Эта голова, волею случая ставшая с 1925 года экспонатом знаменитой Кунсткамеры, лежит в запаснике музея в аквариуме, заполненном раствором формалина. Лежит уже более 70 лет. Она сохранялась и в страшные блокадные годы, когда в Ленинграде гибли люди, дворцы, музейные шедевры. Как экспонат, голова Джа-ламы никогда не выставлялась на всеобщее обозрение и вряд ли будет когда-нибудь выставлена…
— Инесса Ивановна, чем вас так заинтересовала именно эта, без сомнения, загадочная история?
— Прежде — о человеке, которому принадлежала голова. Джа-лама вел в бой ополченцев с упорствующими китайцами и остался жив после знаменитого штурма города Кобдо в августе 1912 года. Тогда, согласно легенде, склонившись в седле после сражения, он высыпал из-за пазухи пригоршни деформированных пуль. А на его халате насчитали 28 дыр!
Его называли «знаменитым авантюристом Западной Монголии», наследником легендарного ойратского князя XVIII века Амурсаны, признанного в ламаизме воплощением грозного защитника веры Махакалы.
Полное имя Джа-ламы — Лувсан Дамби-жанцан — умный, энергичный человек, родившийся сто лет назад в простой калмыцкой кибитке, познавший буддийскую мудрость и решивший, что его призвание — возглавить освободительную борьбу жителей степей за свою независимость, начатую Амурсаной в XVIII веке. Амурсана, возвысившийся в момент междоусобицы с помощью маньчжурской власти, поднял в 1755 году восстание против маньчжуро-китайского засилья.
Его имя стало в Центральной Азии символом борьбы за национальную независимость. Однако финал Амурсаны был печален: он бежал от преследователей в Россию, — но заболел оспой и умер под Тобольском в 1757 году.
Однако в народе жила память о нем, и вся степь ждала, что придет время — и возвратится Амурсана, и поведет монголов на борьбу с китайскими завоевателями. И все знали, что появиться он должен из России…
— И он возвратился в образе Джа-ламы?
— Причем не единожды. Впервые о нем в конце XIX века писали все русские путешественники — исследователи Центральной Азии. Объявился некий Дамбижанцан, знаменитый лама лет 30 — 40, который говорил монголам, что он внук Амурсаны, что он освободит монголов из-под власти Китая.
Существует версия о хождении Джа-ламы в Тибет с экспедицией П. К. Козлова в 1899 — 1901 годах. Джа-лама был там в роли проводника. С именем этого человека связано много легенд. Одно очевидно: по словам Ю. Н. Рериха, 35 лет держал Джа-лама под «гипнозом» всю Монголию.
— Кстати, ведь именно Юрий Николаевич Рерих побывал на месте последнего пристанища Джа-ламы.
-Да. Загадки окружают Джа-ламу. Взять хотя бы имя — единственное в мире! В разные периоды жизни его звали по-разному. А «Джа-лама» — имя поистине народное, так оно и вошло в историю.
Характерен один эпизод: «Вперед вышел Джа-лама, как все ламы, с непокрытой головой, в красной мантии. Пробормотав слова молитвы, он встал перед первым из связанных китаял в левую руку короткий серпообразный жертвенный нож. С шипящим ударом разом смолкших тарелок раздался пронзительный крик жертвы.
Мгновенно левой рукой вонзив нож в грудь, Джа-лама вырвал правой трепещущее сердце! Хлынувшей кровью монголы написали на полотнище „формулы заклинаний“. Потом Джа-лама положил окровавленное сердце в приготовленную габалу — чашу, которая на самом деле была оправленной в серебро верхней частью человеческого черепа…
И снова резкое шипение тарелок сопровождало крик новой жертвы, пока наконец все пять знамен не были расписаны кровью сердец».
— Инесса Ивановна, признаюсь, текст не для слабонервных… Так кем же он стал после всех этих военных побед?
— Главой государства. Впервые в истории русско-монгольских отношений он потребовал, чтобы стоявшие в Кобдо казаки платили пошлину за провоз фуража. И пригрозил, что если не заплатят, то далеко не уедут. Пошли жалобы на жестокость нового правителя. Короче, вскоре появилось на свет секретное предписание № 336 (копия хранится в Архиве внешней политики в Москве) с указанием «по арестованию Джа-ламы».
Указание было исполнено 10 февраля 1914 года. И наш герой отправился к месту ссылки в Астрахань. Оттуда ему удалось бежать, он добрался до Монголии и ушел на юг, в Черную Гоби. Там он грабил караваны, убивал, насиловал -словом, поддерживал дурную славу местности, известной как «зона страха».
Юрий Николаевич Рерих оставил нам описание крепости, где Джа-лама провел остаток жизни: несколько поясов стен с башнями, сторожевые вышки на скалах и ближайших холмах — никто не мог бы бежать отсюда. В этой неприступной крепости и нашла его смерть.
Джа-ламу якобы застрелил начальник Государственной внутренней охраны как «самого опасного врага Монгольского социалистического государства». Как бы там ни было, но голова Джа-ламы была отделена от туловища, ее коптили и натирали солью -старинный способ предохранить от тления. А затем, насадив на пику, возили по миру: «Вот он, Джа-лама! Его победило народное правительство!»
Как бесценный трофей прибыла голова на пике к зданию правительства в Урге. Там-то ее и увидел студент Владимир Казакевич, приехавший в 1922 году в Монголию на практику.
Остается только гадать, каким образом, возвращаясь осенью 1925 года в Ленинград, он провез ящик с головой Джа-ламы без таможенного досмотра. И вот, наконец, Ленинград, Кунсткамера. Казакевич в целях предосторожности попросил записать просто: «Голова монгола».
У Джа-ламы, как известно, была мстительная память. Работая в архиве Петербургского филиала Института востоковедения, И. И. Ломакина не раз задумывалась: не мистика ли в самом деле — все, кто был связан с Джа-ламой, погибли, а не скончались от старости.
И с рукописью книги «Голова Джа-ламы» случались странные вещи. Достаточно сказать, что когда первые листы книги были отпечатаны, сгорели печатные формы и картотека читательских заявок. Быть может, Джа-лама пытался таким образом напомнить о себе?