8 ноября исполнилось 60 лет знаменитому актеру, режиссеру и педагогу, народному артисту России Олегу Меньшикову. О его творческих достижениях хорошо известно всем — на его счету более 35 ярких киноролей, десятки театральных работ, с 2012 г. он является худруком Московского драмтеатра им. М. Ермоловой. Он нередко появляется на экранах и дает интервью, но при этом до сих пор для большинства остается полной загадкой. Меньшиков — очень закрытый человек, и есть немало тем, на которые он предпочитает отмалчиваться…
Его творческий путь был поистине уникальным. Если молодые актеры, как правило, долгие годы добиваются внимания режиссеров и без конца участвуют в пробах, за Олега Меншикова чуть ли не с первых ролей сами режиссеры начали бороться. Сам он об этом не говорил — это известно из свидетельств его коллег. В Щепкинское училище он поступил с первой же попытки, еще во время учебы дебютировал в кино сразу же в главной роли — в фильме «Жду и надеюсь». Благодаря этой работе его заметили другие режиссеры, и спустя год Меньшиков сыграл эпизодическую роль в фильме Никиты Михалкова «Родня», с которого только началось их многолетнее сотрудничество.
В первом фильме дебютанта заметила жена актера и режиссера Михаила Козакова, который как раз приступил к съемкам «Покровских ворот». Он долгое время не мог найти подходящую кандидатуру на роль Костика, и жена посоветовала ему обратить внимание на Меньшикова. На тот момент он участвовал в съемках «Родни», а по возвращении пришел на пробы. И режиссер Михаил Козаков, и сценарист Леонид Зорин тут же поняли, что нашли своего героя. Козаков вспоминал: «Мы пригласили Олега на съемку — на пробы, он вошел в кадр, и оператор Толя Немоляев, которому уже надоело снимать этих Костиков, успокоившись, отошел от камеры, а я сказал: „Уф-ф-ф, стоп, все, здорово, хватит!“ Прямо на пятой фразе…». А Зорин рассказывал: «Минуты хватило, чтобы понять: именно тот, о ком мечталось! Он был еще только вчерашним студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста, но вместе с тем в нем легко угадывался острый независимый ум».
Но тут выяснилось, что Меньшиков уже был утвержден на роль в фильме «Частная жизнь» Юлия Райзмана. Тогда Зорин написал режиссеру проникновенное письмо о том, что искал именно такого героя, и попросил отпустить актера к ним на съемки. Райзмана удалось уговорить, и так Олег Меньшиков получил роль в «Покровских воротах», которая стала его визитной карточкой и принесла всесоюзную популярность.
Очень хотела поработать с Меньшиковым и Светлана Дружинина — она изначально видела его в образе одного из гардемаринов. Но после того, как от роли отказался Юрий Мороз и его заменил Дмитрий Харатьян, в новый актерский ансамбль Меньшиков не вписывался, и на эту роль утвердили Жигунова, при этом озвучил его героя Меньшиков. Дружинина рассказывала: «Олег Меньшиков озвучивал очень легко, остроумно, и работать с ним — одно наслаждение. В паузах он садился за рояль и играл Глинку, классику, джаз, романсы. Невероятно одаренный музыкальный человек. Я тогда уже ощутила: он очень талантлив, очень одинок и замкнут. Весь этот праздничный лоск от „Покровских ворот“ — это одна часть его забрала. У него сложнейший, скрытый ото всех внутренний мир, и, могу сказать, не самый счастливый. Такое всегда преследует очень талантливых людей. Меньшиков — не исключение».
После этого Меньшиков продолжал сниматься в кино, сыграл несколько главных ролей, но на протяжении 10 лет таких же блестящих работ, как «Покровские ворота», среди них не было. Но в это время к нему пришло международное признание — в 1990 г. Меньшикову предложили сыграть Сергея Есенина на лондонской сцене, в дуэте с английской актрисой Ванессой Редгрейв. В итоге он полгода прожил в Лондоне и получил за эту работу премию им. Лоуренса Оливье. Ему даже предлагали получить гражданство Великобритании, но он отказался. Спустя годы актер признался: «Действительно, больше полугода в Лондоне прожил, город стал для меня почти родным, а у меня здесь даже друзья не появились… Я работал за рубежом в общей сложности сезона три. Но я не могу там работать постоянно, это однозначно. Ну, другие мы, другие. Не хорошие, не плохие — просто другие люди. Если бы я в пятнадцать лет уехал, подсуетился бы и привык, а сейчас уже нет. Годы… Здесь многое-многое держит, и не хочется этого отдавать. Люди, которые тебя любят, которых ты любишь. Там этого нет, там другое».
Когда Никита Михалков приступил к съемкам фильма «Утомленные солнцем», в главной роли он видел только Олега Меньшикова — этот образ в сценарии был написан специально для него. И тут история повторилась — актер уже был утвержден на съемки в фильме румынского режиссера, но их вдруг перенесли, и Меньшиков сыграл еще одну знаковую для себя роль, которая стала переломным моментом в его творческой биографии и принесла вторую волну всенародной популярности.
Актер не скрывал того, что был очень признателен Михалкову за этот шанс, но о дальнейших взаимоотношениях с режиссером рассказывал редко. Они встретились на съемочной площадке еще раз, когда Меньшиков сыграл главную роль в «Сибирском цирюльнике», а потом их пути разошлись. Дело в том, что Михалков предложил ему одну из ролей в фильме «Двенадцать», Меньшиков согласился, а потом за 4 дня до начала съемок вдруг изменил свое решение. Актер признавался, что Михалкова это сильно задело. Говорят, из-за этого их отношения испортились. Больше 10 лет они не работали вместе, но потом Меньшиков реабилитировался, согласившись сняться в продолжении «Утомленных солнцем».
В свои 60 лет Олег Меньшиков великолепно выглядит и находится в хорошей физической форме, благодаря чему часто слышит комплименты в свой адрес. И только близкие знают о том, что еще после 35 лет у него начались проблемы со здоровьем, о которых он никогда не говорил на съемках. В 1996 г. он снялся в фильме Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник». Съемки проходили в дагестанском ауле, бытовые условия были приближены к походным. Режиссер переживал, что после комфортной жизни в Лондоне актер будет возмущен такими условиями, но он ни разу не пожаловался на неудобства. Только после того, как они вернулись в Москву, Бодров узнал, что у Меньшикова тогда началось обострение язвы, о чем в Дагестане он не обмолвился ни словом.
Однажды такая привычка никогда ни на что не жаловаться и умалчивание о проблемах со здоровьем едва не стоили ему жизни. В начале 2009 г. Меньшиков попал в реанимацию с приступом перитонита. После того, как он вернулся в Москву с гастролей, его жена обратила внимание на его плохое самочувствие. Он не разрешал ей вызывать скорую — мол, просто мутит, скоро все пройдет, но она, к счастью, его не послушала. Врачи сказали, что 30−40 минут промедления могли бы иметь катастрофические последствия — его бы уже не спасли. Об этом случае Меньшиков рассказал только спустя несколько лет.
Есть и еще одна тема, на которую Меньшиков никогда не говорит в интервью, — это его личная жизнь. Так же, как и в случае с другими его тайнами, об этом известно только со слов других людей. В 2001 г. в прессе часто писали о романе актера с воздушной гимнасткой Людмилой Колесниковой, которая была моложе него на 20 лет. Сама она спустя несколько лет подтвердила этот факт, признавшись, что они планировали пожениться, но до свадьбы дело так и не дошло. Меньшикова тогда покорило то, что девушка не видела фильмов с его участием и не воспринимала его как звезду. Причины их расставания Колесникова не комментировала, а вскоре актер втайне женился на 22-летней выпускнице театрального училища Анастасии Черновой. Свою частную жизнь супруги сохраняют в неприкосновенности — они оба не дают интервью на эту тему.
Когда ему задают вопросы о том, чем он в свои 60 лет отличается от себя же в 30-летнем возрасте, артист говорит, что раньше все время пытался кому-то что-то доказывать, в первую очередь собственную творческую состоятельность, старался понравиться, завоевать признание. А сейчас уже не живет «в режиме доказательства» — в этом давно нет никакой необходимости. С годами у него появилось «снисходительное отношение» к тому, что о нем думают. А еще Меньшиков признается, что в юности не был таким закрытым, но с годами это вошло в привычку. Очень мало людей знает, какой он на самом деле. Что, в общем-то, никак не мешает зрителям наслаждаться его великолепными ролями!