Рядом с центром Нахичевани раскинулось обширное кладбище, за которым виднеются минареты и стены. Это Кёхня-Гала, то есть Старая крепость, или Ездиабад, из предместий которой разросся нынешний город. Поселение на этом месте существовало не менее 4−5 тысяч лет, и в начале нашей эры само служило предместьем армянского Астапата, центра гавара Нахиджеван на месте нынешнего города-спутника Бабека.
В середине 7 века на этом яру построил крепость Ездигерд III, последний шах Сасанидского Ирана, долго боровшийся за Армению с Византией, а низвергнутый нашествием арабов с другой стороны. Арабы в 705 году разрушили и Астапат, а его армянскую знать сожгли заживо, и под их властью крепость Ездигерда быстро сделалась центром всей округи, так что и называли её вскоре не Ездиабад, а попросту Нахичевань.
С 11 века здесь располагалась ставка атабека (наместника) новых хозяев — тюрок-сельджуков, пришедших из закаспийских песков. Когда же и их империя пошла вразнос, в 1136 году на её персидском осколке атабек Шамсатдин Ильдениз провозгласил независимость. У кочевников, как водится, было несколько столиц, и Нахичевань делила эту роль с Тебризом. Культурным центром державы атабеков и вовсе оставалась Гянджа, где как раз в те времена творил Низами. Ильдегизиды построили множество крепостей, дорог и даже огромные мосты через Аракс, и в общем тюркская держава с одной из столиц на территории Азербайджана — это ли не прото-Азербайджан?
Конец ему положили, однако, не армяне или персы, а, по нынешней классификации, узбеки — хорезмский принц Джалалладин Мангуберти с войском, собранным из остатков разбитых армий, пытался мстить за отца Чингисхану, неуклонно отступая на запад под ударами его орды. Мангуберти и сокрушил походя власть атабеков в 1225 году, сам окопался в Гяндже, а вскоре был низвергнут, бежал на запад и в горах погиб от разбойничьего ножа. Через некоторое время и сюда дошли монголы, разрушившие крепость и на несколько веков втоптавшие Нахичевань в степную пыль. От той Нахичевани осталась Бёюк-Гала (Большая крепость), представляющая собой оплывшее, почти не различимое «на земле», но огромное (200 на 400 метров) городище. Внутри него после очередной войны с турками, примерно через 1000 лет после Ездигерда была построена персидская Малая крепость (Нарын-кала), чьи ворота и стены на этом кадре виднеются за вереницами могил:
В пределах Большой крепости ныне строится совсем уж огромная мечеть, а между ней и Малой крепостью находится самый, пожалуй, неожиданный памятник Нахичевани — могила Ноя.
Ведь на опустошённой Потопом земле, где утонувшие растения, животные, люди ещё не превратились в почву, пассажирам Ковчега было некуда идти, и потому логично предположить, что они поселились примерно там, где причалили. Тут, впрочем, надо оговориться, что библейский Арарат — это на самом деле «горы Урарту», то есть всё огромное Армянское нагорье, и именно с его высшей точкой, тюркским Агрыдагом и армянским Масисом, Арарат стал отождествляться лишь в Новое время.
Прочих вариантов история оставила множество, и в Античности местом высадки Ноя считалась гора Джуджидаг на ближайших к Святой Земле склонах нагорья, в Средней Азии же и вовсе таковым значился Казыгурт на Тянь-Шане. Армянам больше по душе пришёлся Иляндаг, на острые вершины которого напоролся Ковчег, оставив между ними характерные выемку в форме корабельного днища. И я так и представляю, как в 1828 году присягнувший русскому царю Эсхан-хан Кенгерли, позже дворянин Эсхан Хан-Нахичеваньский, показывал эту могилу генералу Ивану Паскевичу (позже — Паскевичу-Эриваньскому), а тот глазам не верил, что здесь покоится сам Ной, о котором в детстве бубнил дородный бородатый батюшка под гулкими сводами казацкой церковки под Полтавой…
Ветхозаветная гробница была по-ветхозаветному сурова и проста: маленький полуподземный склеп с каменным надгробием. Хотя Ветхий Завет чтут все авраамические религии, молились здесь в основном армяне: могил Ноя в разных традициях известно не менее 4 — у западных христиан в Джизре на границе Турции и Сирии, у суннитов в Мекке близ источника Замзам, у шиитов в древней мечети иракского Наджефа рядом с могилами Адама и Али, а у армян — вот здесь.
По армянскому преданию, над гробницей когда-то стояла церковь Сурб-Ной, разрушенная тюрками или арабами, но в общем сооружение с кадра выше выглядит основанием типичного для Нахичевани башенного мавзолея вроде того, которым мы уже любовались в махаллях.
В мавзолей можно зайти, но внутри него — ничего примечательного, по сути дела музейчик из крошечного зала с фрагментами древних кирпичей и деревянным макетом Ковчега.