Если ты знаешь свой путь, то удачи и неудачи равно продвигают тебя вперед.
(Законы Вселенной)
С детства мы привыкли следовать за родителями, радио, телевидением, интернетом, обществом окружающим нас и т. д. Родители окружают нас заботой, дают наставления, зачастую внушают свои идеалы и мировоззрение. Мы же, как преданные ученики, внимаем всему без исключений. Научившись читать и писать, человек с его тонким мировосприятием попадает под влияние СМИ. Гигантской волной его затягивает в трясину невежества.
В подростковом возрасте, в нашу и без того бурную жизнь вступают гормоны, начинают одолевать страсти, наступает юношеский максимализм. В этот период жизни человек становится уязвим, разум легко поддается влиянию извне. В это время мы бессознательно ищем авторитарных людей, становимся зависимы от чьего-либо мнения, например друзей старших по возрасту, чаще всего только по возрасту. Благо, если попадаем под влияние разумных товарищей, а ведь может быть все иначе. Не контролируем слова, поступки, грязнем в еще большем невежестве СМИ, а затем страдаем.
Этот период длится пол нашей жизни, иногда и дольше. Занятия йогой, проводимые на высших ступенях постижения, приносят четкое понимание того, куда двигаться дальше. А ведь именно этот вопрос заводит в тупик 90% праздно живущих жизнью социума. Очень показателен в этом отношении пример «успешных», с точки зрения социума, личностей. Достигнув всего, о чем мечтает большинство — денег, власти, возможности удовлетворения самых изощренных амбиций и желаний, человек в какой — то момент отчетливо понимает, что достиг своего «предела», за которым больше ничего нет — все достоинства материального мира проявились для него в полной мере. Так безграничная свобода, подаренная иллюзией власти материального, заводит в тупик, из которого часто не видно выхода.
Пройдя путь невежества, человек осознает, что дальше двигаться так бесполезно и невозможно. Пробуждается, как после кошмарного сна, происходящего наяву. Начинает искать всевозможные источники знания, дабы добыть хоть какую-нибудь информацию об истинном пути, задается вопросами: «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Что будет и что было со мной?», «Каково мое предназначение?» и т. д. Наверняка эти вопросы возникали еще в детстве, но тогда мы боялись искать ответа на них. Страх перед родителями, перед самим собой, страх перед обществом, страх перед неизвестностью. Если бы мы прислушивались к своему внутреннему голосу, следовали интуиции, обращали внимание на духовное состояние, на состояние нашего тонкого тела, скорее всего, имели бы ответы на вопросы, которые волновали и волнуют большинство людей.
У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе.
(Герман Гессе)
Путь к самому себе включает достижение гармонии ума и тела, и представления о самом себе. И даже когда мы полны сил и стремимся к совершенству, барьер между нашими желаниями бывает таким большим, что у нас просто теряется всякое желание жить. И тогда человеку просто необходима достойная поддержка извне, благодаря которой он сможет уровнять свои духовные и физические способности.
Йога — один из методов знакомства человека с самим собой, миром, самой мощной и эффективной системой оздоровления организма человека и достижения гармонии. Асаны обеспечивают здоровье физического тела, а также трансформирует энергию благодаря аскезам, поднимая ее на высшие уровни. Практика йоги помогает обуздать беспорядочные мысли и увеличить силу концентрации. В различных литературных источниках даются разные определения йоги, но все они сводятся к духовному и физическому развитию.
Много лет тому назад только избранные могли прикоснуться к этому священному таинству.
Существует легенда, что однажды к учителю йоги пришел человек и попросил научить его йоге. Но учитель был строг и ответил: «Ты не готов».
Прошло несколько месяцев. Человеку казалось, что все его мысли сосредоточены на стремлении освоить йогу. Он снова пришел к учителю, но получил все тот же ответ. Спустя несколько лет человек опять посетил мудреца. «Пойдем со мной», — сказал учитель. Они пришли к реке Ганг. Учитель приказал человеку зайти в воду. Когда они оказались достаточно глубоко, учитель окунул голову человека в воду и держал до тех пор, пока не понял, что тот начинает задыхаться. Отпустив его и подождав, пока тот придет в себя на берегу, мудрец спросил: «Чего ты хотел, находясь под водой?»
«Все мои мысли были о воздухе!» — воскликнул человек.
«Когда внутренняя свобода будет необходима тебе так же, как воздух, приходи ко мне», — сказал учитель и медленно удалился.
Люди приходят к йоге по разным причинам и разными путями. Кто-то целенаправленно ищет учителей, стремясь познать всю мудрость этого учения, другие идут, чтобы привести в форму свое тело, кто-то просто из любопытства начинает посещать занятия и потом остается или уходит. В конечном итоге, все получат то, к чему стремились, если неотступно следуют поставленной цели.
Все духовные учения связаны и исходят из единого источника Вселенской Силы — Абсолюта. Через работу над своим телом, с помощью аскез, питания, очистительных практик, человек приводит в порядок свое внутреннее состояние, обретает гармонию с собой и с окружающим миром. Мысли становятся чистыми, беспокойство уходит, также уходят комплексы и все страхи с ними связанные. Преодолевая сопротивление тела, укрепляется дух и тренируется сила воли. Также снимаются всевозможные блоки и зажимы в теле, оно становится более гибким, а мышцы приходят в тонус. Во время практик один из важных моментов — слушать себя и свое тело, оно говорит с нами на своем языке и важно научиться понимать его, слышать свой внутренний голос, он укажет — путь к духовному развитию.
Духовное развитие поднимает человека на более высокий уровень сознания, устанавливая контакт с душой. Развиваясь духовно, стараешься жить в полной гармонии с окружающим миром, с самим собой, в ладу с природой. Необходимо держать свои мысли в чистоте, чувства под контролем, жить по совести, накапливать знания, делиться ими с окружающими, заниматься практиками, поднимающими жизненную энергию, и направлять эту энергию на благие дела. Практикуя йогу возможно открыть в себе новые источники энергии и жизненных сил.
Йога — это прежде всего развитие. Одна из ступеней йоги — асаны. Асана — это внешнее лицо йоги, и для большинства людей — их первый шаг к ее изучению. Корни асан уходят в традицию Хатха-йога. В этой традиции асаны (позы), пранаяма (дыхание) и медитация образуют триединство духовных практик, направленных на развитие наших внутренних энергий. Мы должны помнить, что асана охватывает только один аспект, а не всю систему в целом.
Цель человека, практикующего йогу, — служение Богу, соединение со Вселенной путем достижения трансцендентного состояния, которое называется «самадхи» или «мокша» (освобождение).
Таким образом, йога одновременно является как средством, так и целью. Она имеет много разновидностей и форм в отношении своей методологии, но все они ведут к одному и тому же состоянию освобождения.
Йога может быть адаптирована к любой культурной или религиозной ситуации, к любой профессиональной деятельности и к любому стилю жизни. Есть индуистские формы йоги, христианские, буддийские, даосские; есть йогические программы в психиатрических клиниках, восстановительных центрах.
Как говорил Шри Ауробиндо, «Вся жизнь — это йога «. Он подразумевал, что если вы хотите стать просветленным существом, то всё, что вы делаете в своей жизни, может быть использовано для расширения сознания, т. е. для достижения «йоги» (соединения, единства).
Однако не следует полагать, что йога является единственным средством самореализации.
Тем не менее, йога имеет свою собственную ценность и значение. Она сочетает в себе ряд методов интенсивной практики с целью достичь духовного просветления на протяжении одной земной жизни.
В Индии традиционно считается, что человеческая душа проходит через длинный ряд последовательных рождений и смертей, возвращаясь снова и снова в этот мир скорби пожиная плоды поступков совершенных в предыдущих жизнях.
Ведические тексты совершенно не оставляют сомнений в том, что существование души не ограничивается только одной жизнью. Самопознание и самосовершенствование отдельных душ может растянуться на множество перерождений. Человек, осваивающий йогу в одной жизни и по каким-либо причинам не достигший совершенства, в следующем рождении почувствует естественную тягу к йоговским практикам и за крайне короткий срок «возобновит» свои достижения в йоге и продолжит этот путь с «места» остановки.
Именно поэтому необходимо прикладывать усилия в этой жизни.
Существует восьмиступенчатый путь йоги написанный Патанжали, который имеет отношение ко всем аспектам жизни, внутренним и внешним: яма, или воздержание от всех видов негативных мыслей и действий; нияма —каждодневное следование предписаниям, таким, как чистота, простота, удовлетворенность, изучение Священных Писаний, преданность Богу и т. п. Третья ступень — асана, что означает устойчивое положение, поза, развивающая физическое тело. Четвертая ступень — пранаяма, что означает регуляцию и контроль дыхания. Пятая ступень — пратьяхара — подчинение своих чувств, с тем чтобы поставить их под контроль ума для необходимой подготовки к концентрации. Шестой ступенью является концентрация внимания, называемая дхарана. Седьмая ступень — дхьяна — устойчивая концентрация в течение определенного времени. Восьмая ступень — самадхи, экстатическое постижение природы внутренней реальности.
Здесь мнения разделяются, некоторые считают, что освоение восьми ступеней йоги нужно начинать с Ямы и Ниямы — общих моральных принципов и правил внутреннего поведения. Есть мнение, что человек, только приступивший к йоге, просто не может до конца осознать эти великие принципы и, соответственно, адекватно привнести их в свою жизнь. А вот если разум успокоен практиками пранаямы, медитации или другими средствами, то Яма и Нияма осознаются с чрезвычайной ясностью и совершенно естественно применяются в повседневной жизни.
Если поначалу приходится прилагать усилия в осознании Ямы и Ниямы, то в конце пути йоги жизненные обстоятельства как по волшебству складываются так, чтобы эти принципы соблюдались сами собой.
Для саморазвития в йоге и в жизни в целом, необходимо следовать ее ступеням.
Признаками успешных практик, духовных и физических, на пути йоги являются здоровье, ясная речь, благозвучный голос, чистота тела и помыслов, свобода от вожделений, чувство физической легкости, устойчивость, гармония со всеми живыми существами и с самим собой, единение с Богом. Ум уравновешен, безмятежен и спокоен. Человек становится воплощением смирения. Он посвящает все свои труды Богу, находит в нем убежище и освобождается от уз кармы, становясь Дживана Муктой — Освободившейся душой.