Страсти по Матфею Иоганна Себастьяна Баха — это такая гора Джомолунгма в классической музыке по всем параметрам: масштабности, глубины и красоты.
«Страсти по Матфею» означает, что это изложение истории страстей (страданий) Христа в версии евангелиста Матфея. В музыке у разных композиторов есть ещё Страсти по версии других евангелистов: Иоанна, Луки, Марка. У Баха известны три таких произведения: Страсти по Матфею, Иоанну и Марку.
Страсти или Пассионы (латинский вариант) — это музыкальный жанр протестантской, а не католической церкви. Это огромное произведение для хора, солистов, оркестра и органа (баховские Страсти по Матфею звучат почти четыре часа). Оно исполняется в лютеранских и англиканских храмах в день Страстной пятницы.
Страсти по Матфею Баха представляют собой, практически, оперу, только без сценического действия. То есть тут есть сюжет (это события последних семи дней жизни Иисуса Христа), который излагается в речитативах Евангелиста. А также есть действующие лица (Иисус, Иуда, Пётр) и корифеи (безымянные комментаторы событий).
Всё в целом представляет собой чередование больших хоров, речитативов и арий в сопровождении двух оркестров и органа. Время от времени в этот процесс включаются прихожане — они поют протестантские хоралы.
Итак, в 26 и 27 главах Евангелия от Матфея рассказывается о семи последних днях жизни Иисуса Христа. Соответственно, в Страстях по Матфею друг за другом следуют этапы сюжета, ведущие к распятию:
предсказание Иисусом своей смерти
тайная вечеря — последняя трапеза с учениками с последними наставлениями и пророчествами Иисуса
молитва «о чаше» Иисуса в Гефсиманском саду. Гефсимания — это долина под Иерусалимом, где были тенистые оливковые рощи — любимое место для молитв Иисуса и его учеников. Туда он пошёл и в ночь после тайной вечери, чтобы в молитве попросить Бога-отца избавить его от тяжёлых мук смерти — «Да минует меня чаша сия, Господи!»
поцелуй Иуды (условный знак для стражников — кого именно следует арестовать) и пленение Иисуса
допрос его римским наместником Понтием Пилатом, после которого тот, не найдя в действиях Иисуса никакой вины, произносит сакраментальную фразу — «Я умываю руки от крови невинного»
суд толпы, подкупленной первосвященниками, и кричащей «Распни его!» в адрес Иисуса и отречение Петра
шествие Иисуса на Голгофу с огромным крестом на спине и в терновом венке в окружении беснующейся толпы
распятие
Самая прекрасная и самая популярная ария из Страстей по Матфею — ария альта «Сжалься надо мной». С ней связан очень поучительный момент в Евангелии от Матфея.
Пётр — самый преданный ученик Иисуса — во время последней вечери пылко сказал такую речь: «Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти!» Но Иисус охладил его пыл такой фразой: «Говорю тебе, Пётр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Пётр не только не поверил Иисусу, но и был, вероятно, оскорблен в лучших чувствах. И вот как всё вышло в тот момент, когда толпа перед дворцом Понтия Пилата ждала оглашения приговора (в описании Матфея):
Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека.
И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
И выйдя вон, плакал горько".
Эта ария — чистый образец гениальности
Во времена Баха в церковных хорах обычно участвовали только мужчины и мальчики. В наше время трудно представить, что, фактически, половина всех исполнителей этого грандиозного произведения были дети. Они пели сопрановые и альтовые партии в хоре, а также все очень сложные арии для этих голосов. В том числе, и эту чудесную арию альта.
Бах сам учил этих мальчиков, потому что он был кантором в школе певчих при соборе Святого Фомы в Лейпциге. Теперь довольно трудно найти детей с такой великолепной вокальной подготовкой, которая требуется для исполнения сложных арий, и их партии обычно поручаются женщинам или контратенорам. Но есть и аутентичные записи, где все партии сопрано и альтов поют мальчики.
Именно со Страстей по Матфею Баха началось в 1829 году возрождение его музыки, которая после его смерти исполнялась крайне редко и была неизвестна широкой публике. Автор этого подвига — Феликс Мендельсон. Ему было 20 лет, он очень любил Баха и не побоялся всех трудностей, связанных с исполнением этого грандиозного произведения. В итоге, Германия обрела для себя своего главного музыкального гения.