Может ли жить творец без вдохновения? Где же его черпать? Музы, прекрасные избранницы художников, верные спутницы — именно они поддерживали и согревали, любили и ценили великих мастеров. Некоторые истории любви поражают, иные заставляют задуматься, а порой и грустить.
Мы наслышаны о ярких историях любви зарубежных художников: Ольга Хохлова и Пикассо, Елена Дьяконова (Гала) и Сальвадор Дали, Лидия Делекторская и Анри Матисс, Надя Ходасевич и Фернан Леже, Анна Ахматова и Амадео Модильяни, Аристид Майоль и Дина Верни.
Эти прекрасные женщины становились источником вдохновения для своих избранников. Интересно, что многие были из России. Недаром ходит молва о русской красоте. Однако не только и не столько идеальными чертами пленяли они искушенных творцов, тут не обошлось и без внутренней силы, таланта, душевного тепла, энергетики…
Не так популярны, хотя не менее трогательны истории любви русских художников.
Два года назад в Музее русского импрессионизма проходила выставка «Жёны».
На ней было представлено 48 портретов возлюбленных великих русских художников, среди них Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Борис Григорьев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Дейнека, Роберт Фальк, Константин Юон, Сергей Судейкин, Юрий Пименов и многие другие.
Каждая история любви уникальна.
Михаил Нестеров, автор картин «Видение отроку Варфоломею», «Святая Русь», «Три старца», был женат дважды. Первая жена умерла очень рано. Дочь Ольга училась в Киевском институте благородных девиц. Её классная дама, Екатерина Петровна, была значительно моложе отца, но возраст не помешал сильным чувствам.
Ирина Каземировна Войцеховская была ученицей художника Сергея Виноградова в Строгановском училище. История взаимоотношений была долгой и яркой, только в 1918 году юная красавица стала женой художника.
Борис Кустодиев называл свою жену Юлию Прошинскую, утонченную выпускницу Смольного института, только «дорогая Юлик». История любви скромной девушки-сироты и начинающего художника не может не тронуть: от мечтаний и надежд, поездок в Париж и рождения детей до тяжелой болезни. Она была его музой, самоотверженной помощницей, другом и самой большой любовью. Благодаря её поистине мужественному и мудрому решению художнику оставили руки во время операции, а за полученные в дар от судьбы 10 лет Кустодиев написал свои лучшие полотна. Сложно представить, что такие жизнерадостные картины («Масленица», знаменитые купчихи) писал человек-инвалид, превозмогающий сильнейшую боль, полуголодный, в квартире без отопления, с ним всегда была его жена. Как тут не поверить в силу любви?
Валентин Серов немало скитался по чужим домам. Его мама рано овдовела, а поскольку она хотела стать композитором, ей постоянно приходилось пристраивать сына то к родственникам, то к друзьям. В. Серова не покидало желание обрести свой дом, в котором будут царить уют и любовь. Однако непростой характер не давал ему ужиться ни с кем… Ни с кем, кроме Оли Трубниковой, девушки с ангельским взглядом. Она смогла смягчить душевные раны художника, с нею он был другим. Юный художник и бедная гувернантка смогли пожениться только спустя 9 лет, им просто не на что было сыграть свадьбу. Зато в 1889 году, когда Павел Третьяков купил у Серова картину «Девушка, освещенная солнцем», свидетелями бракосочетания были Илья Репин и Михаил Врубель. Но семейная жизнь не была безмятежной. Художнику постоянно приходилось много ездить по стране, он писал портреты, был очень востребован. Муза и верная жена Ольга всегда ждала дома, с детьми, их было шестеро, а позже очень тяжело переживала смерть любимого.
Надежда Забела-Врубель стала для Михаила Врубеля неиссякаемым источником вдохновения: артистические образы, признанный талант оперной певицы (любимицы Саввы Мамонтова) — она часто позировала для художника. Известная Царевна-Лебедь, майолика «Девушка в венке» и многие другие — все это несравненная красавица-жена.
Кузьма Петров-Водкин встретил свою будущую жену Марию-Жозефину в пригороде Парижа. Он был так очарован дочкой хозяйки пансиона, что попросил разрешения написать её портрет, а чуть позже, во время работы над картиной, попросил руки и сердца. Они прожили вместе 32 года, и это были счастливые времена. После смерти мужа Мария издала книгу «Мой великий русский муж», там есть фраза: «С чистым сердцем я могу сказать, что сдержала клятву, данную мужу. Я нашла возможность жить для него и после смерти».
Второй женой Ильи Репина была Наталья Нордман-Северова, крестница Александра II. Она говорила на 6 языках, занималась фотографией, танцевала, играла в театре, была феминисткой, боролась за 8-часовой рабочий день, не стеснялась пожать руку прислуге и поздравить лакея с днем рождения. В доме художника даже обедали за одним столом с прислугой, а для гостей были придуманы таблички: «Прислуга — позор человечества», «Не ждите прислуги — ее нет», «Сами снимайте пальто и калоши». Помимо этого Наталья была вегетарианкой и кормила мужа котлетами из сена. Такая яркая и неординарная женщина не могла не впечатлить великого художника. Он написал немало её портретов.
Однако со временем отношения с музой стали напряженными, она уехала в Швейцарию, отказалась от помощи и умерла в больнице для бедных, не изменяя своим жизненным взглядам. Чего не скажешь о художнике: и вегетарианство, и прежние домашние правила были забыты.
Музы русских художников
Бронзовый бюст Натальи Борисовны Нордман-Северовой работы Репина. 1902
Немало и других историй любви скрывается за полотнами картин. Все они разные, уникальные, трогательные и не очень, продолжительные и мимолетные. Нам же с вами остается бесценный дар — одухотворенные чувствами произведения искусства. И в них живет любовь.