В 1967 году Леонид Гайдай начал снимать продолжение «Кавказской пленницы», но съемки фильма были остановлены
И именно благодаря этому появился другой шедевр — «Бриллиантовая рука»
Не все знают, что еще во время съемок комедии «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика», сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской написали продолжение истории с рабочим названием будущего фильма «Кавказская пленница -2». А сразу после успешной премьеры знаменитой комедии, сценарий фильма-продолжения был согласован для утверждения руководством «Мосфильма». И на волне успеха первого фильма (а комедия очень понравилась самому Брежневу!), несмотря на многие сомнительные для членов худсовета моменты, сценарий к новому фильму был быстро утверждён.
Трус, Бывалый и Балбес осуждены и находятся в исправительно-трудовой колонии. Первые рабочие материалы к фильму «Кавказская пленница — 2»
Трус, Бывалый и Балбес осуждены и находятся в исправительно-трудовой колонии. Первые рабочие материалы к фильму «Кавказская пленница — 2»
Сюжет почти половины фильма проходит в исправительно-трудовой колонии, куда за похищение Нины попали не только знаменитая троица, но и товарищ Саахов вместе со своим шофером Джабраилом. Как бывший руководитель, Саахов и на зоне активно занимается общественной работой, руководит тюремной самодеятельностью, и делают всё, чтобы получить досрочное освобождение.
В итоге ему это удаётся, и с отличной характеристикой он возвращается домой с твердым намерением вернуть себе старую должность. Но тут выясняется, что его должность занята, и не кем-нибудь, а Ниной! И далее развивается не менее забавная сюжетная линия противостояния Саахова и Нины. Как и в первом фильме, в этой истории тоже много смешных сцен и реплик, которые наверняка бы стали крылатыми. Кроме отдельных сатирических намёков на партийную власть того времени, в целом в этом сценарии ничего крамольного не было. Его утвердили с условием, что возможно некоторые сцены придется подправить, если это будет выглядеть не очень пристойно для советских чиновников. Но, впрочем, такое условие преследовало все без исключения кинокартины того времени.
Но появилась другая проблема. Еще до завершения съемок «Кавказской пленницы» Гайдай вдрызг разругался с Моргуновым.
О причинах этого конфликта уже много писали. Евгений Моргунов, что называется, зазвездился и считал себя главной «изюминкой» этого комического трио. Часто опаздывал на съемки, вел себя вызывающе, при размещении в крымской гостинице потребовал себе номер люкс, хотя все остальные актеры жили в стандартных номерах. На съемках постоянно спорил, и это стало раздражать не только Гайдая, но и его партнеров актеров. Ну, а кульминацией конфликта стало то, что на служебный просмотр отснятых рабочих материалов, где посторонних по инструкции быть не должно, Моргунов привел с собой свою поклонницу-девушку. Гайдай попросил её покинуть зал, Моргунов обиделся и ушел вместе с ней. И больше на съемки не приходил. Так что в последние съемочные дни вместо Моргунова играл дублер.
Правда перед официальной премьерой фильма, под нажимом руководства киностудии, они как бы помирились и на премьерном показе фильма, на традиционной встрече съемочной группы со зрителями, вместе стояли на сцене. Но Гайдай обиду помнил и для себя твердо решил больше с ним дел не иметь.
Но вот беда, в уже готовом сценарии фильма-продолжения персонаж Моргунова конечно же присутствовал. Да и вообще, знаменитое комическое трио без Моргунова было невозможно. Известно, что съемки начали с участием всех актеров, но Гайдай настоял, чтобы Костюковский переписал сценарий в дальнейшем уже без Бывалого. Об этом узнал сам Моргунов и пригрозил, что если его в этом фильме не будет, то и фильма вообще не будет. По одной из версий, когда началась работа над фильмом и были отсняты первые кадры, а сценарий был переработан уже без роли Бывалого, Моргунов направил жалобу руководителю Госкино, где назвал фильм антисоветской историей, в которой высмеиваются места лишения свободы, органы исполнения наказания и т. п., и т. д. Из Госкино в киностудию пришел приказ — разобраться и доложить. Так как худсовет и так с колебанием выдал разрешение на съемки, после такого шума на верху, руководство киностудии решило, что безопаснее будет съемки этого фильма вовсе прекратить.
А чтобы Гайдай не чувствовал себя ущемлённым (к тому времени он уже лично был знаком с Брежневым, и мог запросто пожаловаться!), Леониду Иовичу разрешили снимать «Бриллиантовую руку». Дело в том, что этот сценарий тоже первоначально был зарублен худсоветом, так как там в смешном виде выставлялась советская милиция. Да и сцена в гостинице с бюстгальтером тоже никому не нравилась.
Поэтому Гайдай не очень расстроился, и тут же переключился на съемки своего нового фильма. И примерно в те же дни на вопрос журналистов о дальнейшей судьбе знаменитого трио актеров он ответил, что это комическое трио изжило себя, и он не видит смысла его использовать в своих новых фильмах. И действительно, он больше никогда не возвращался к Трусу, Бывалому и Балбесу.