---- РОДСТВО СУДЬБЫ МИРА РАСТЕНИЙ И СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА ------
Подобно тому как Гёте исследовал развитие растительной формы из формы листа, происхождение позвоночных животных и образование геологических пластов — судьбу природы, а не ее причинные связи, — я хочу здесь попытаться вызвать из всего комплекса чувственно воспринимаемых деталей язык форм человеческой истории, ее периодическую структуру, ее дыхание.
Человека не без основания обычно причисляли к организмам, живущим на поверхности земли. Строение его тела, его естественные функции, весь его внешний облик — все это относится к некоторому более широкому единству. Но, несмотря на глубоко ощущаемое родство судьбы мира растений и судьбы человека — оно служит вечной темой всякой лирики, — несмотря на сходство человеческой истории с историей любой другой группы высших организмов — тема бесчисленных сказок, легенд и басен, — для человека почему-то делается исключение. Между тем именно в этой области нужно производить сравнения, нужно предоставить миру человеческих культур свободно и глубоко воздействовать на силу нашего воображения, а не заключать его в рамки предвзятой схемы. Наконец, в словах «юность», «рост», «расцвет», «увядание», которые обычно являлись лишь выражениями субъективной оценки и глубоко личных интересов социального, морального и эстетического характера, нужно увидеть обозначение объективных органических состояний".