Что такое версе
Версе, или версэ — это особая литературная форма, прозаическое произведение, в котором каждое предложение составляет отдельный абзац. Таким образом, версе сближается с верлибром. Такая форма не всегда соблюдается полностью. В некоторых случаях абзац может состоять из двух или трех кратких фраз, которые по смыслу являются единым целым.
«Родоначальником» версе можно считать, хотя это и прозвучит неожиданно, Библию. Каждая глава в ней разбита на так называемые стихи, однако разделение осуществляется скорее по смысловому, чем по ритмическому принципу.
В дальнейшем версе, подражая в том числе Ш.-Л. Бодлеру, разрабатывали французские поэты. Следуя их образцам, формой версэ пользовался также И.С. Тургенев в «Стихотворениях в прозе». Например, к форме версе с небольшими отступлениями относится стихотворение «Мы еще повоюем!»:
Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель — и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб…
— Мы еще повоюем, чёрт возьми!"
Нередко в произведениях большого объема встречаются части или даже целые главы, которые могут быть отнесены к версе. Подобное встречается у Ф. Ницше в книге «Так говорил Заратустра»:
Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.
В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.
Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.
Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу".
Заметим, что в данном случае связность фрагмента усилена через фигуры речи.
Аналогично разрабатывает форму версе поэт и писатель Серебряного века Андрей Белый в своих «симфониях», написанных ритмизованной прозой.
«Вьюга выдувала бледные вихри.
Вверх метнула снега, и белые лилии закачались над полями.
Все, гудя, проносилось, все неслось прочь отсюда.
Вьюга распылилась дымом бледных снегов — зацвела горстью спелых цветов белолилейных — подвенечной фатой кружевной из звезд, звезд.
Ленты серебра певучие налетали, пролетали — обволакивали.
Сталкивались, дробясь снегом.
Сквозной омофор снеговой свистом, блеском, ароматом предвесенним разметнулся над полями.
Примелькался снег, танцующий блеском, просквозивший синим, будто кружево».
Однако в творчестве литераторов того времени все же чаще использовались версе в чистом виде, как малые формы.
В настоящее время тоже возможно использование формы версе. Ее характерное построение не только придает произведению ритмичность, но и выделяет важнейшие смысловые акценты, усложняет связь между фрагментами текста. Поэтому писать версе на самом деле довольно сложно: от автора требуется внимание к языку и стилю, лаконичность, четкость мышления.