Знаете ли вы, что балетный спектакль готовят до 20 актерских групп, «браво» кричат зачастую специально приглашенные люди, а сами танцовщики за время выступления теряют до трех килограммов в весе?
20 «команд» на один спектакль
У солистов в балете всегда есть дублеры — они готовы в любой момент подменить танцовщика, если тот получит травму или не сможет выступать по другой причине. Дублируют не только прим и премьеров, но и всю солирующую группу. Часто вариации разучивают сразу несколько актерских команд. Если спектакль показывают каждый день, эти группы сменяют друг друга. В крупных театрах количество таких «команд» доходит до двадцати. Неизменным остается только кордебалет — даже когда танцовщиков-солистов приглашают из других театров или из-за рубежа.
Сам себе гример
Грим перед выступлением танцовщики зачастую наносят сами, особенно на гастролях и в спектаклях антрепризы. Делать сценический макияж учат еще в хореографическом училище. В отличие от обычного театрального грима, балетный включает крупные элементы — артисты рисуют огромные стрелки и крупные брови, используют накладные ресницы. При этом танцовщики используют не средства драматического макияжа, а обычную косметику.
Без жестких диет
В середине прошлого века балетмейстер Джордж Баланчин ограничивал своих балерин в еде. Ему принадлежат слова: «Я хочу видеть ваши кости!» Сегодня танцовщиц не изнуряют диетами. Даже в поддержке большую роль играет не вес балерины, а ее умение помогать партнеру, например подпрыгнуть на достаточную высоту. Конечно, артистки следят за своей фигурой — питаются низкокалорийными продуктами, ограничивают себя в сладком и мучном. Калории сгорают на многочасовых занятиях и репетициях, а за один спектакль на сцене актеры и вовсе могут сбросить до трех килограммов.
Ни пауз, ни ошибок
На сцене танцовщики выглядят фантастически — прыгают в шпагаты, встают на кончики пальцев, крутят сложные пируэты и фуэте. У них нет ни секунды передышки. Если в драматическом театре актер может взять краткую паузу, чтобы, например, вспомнить слова, то забыть «текст» в балете — непоправимая ошибка, которая приведет к провалу постановки. Каждый музыкальный такт расписан, возможности остановиться и отдышаться просто нет.
Но несмотря на это, иногда танцовщики сами усложняют хореографию. В 1962 году Владимир Васильев отредактировал партию Дон Кихота: добавил вращения, ускорил темп и включил сложные переходы на кончиках пальцев. Если новшества в начале и середине спектакля танцовщик отрабатывал на репетициях, то новую вариацию финала он представил уже в день представления — на поклоне после спектакля. Эта редакция партии Дон Кихота стала классической, ее исполняют и в наши дни.
Травмы и болевая усталость
Из-за интенсивных нагрузок танцовщики чувствуют постоянную боль в мышцах, ее называют болевой усталостью. На спектаклях и репетициях они порой получают травмы: растяжения, вывихи, — однако стараются закончить спектакль. В 2000 году во время балета «Баядерка» прима Мариинского театра Ульяна Лопаткина повредила голеностоп. Спектакль она дотанцевала до конца, хотя травма оказалась настолько серьезной, что балерине пришлось на несколько лет покинуть сцену.
Но у балетной подготовки есть и другая сторона: постоянные физические упражнения позволяют танцовщикам долго оставаться в форме.
*****
Артист балета — очень непростая профессия, которая требует постоянного совершенствования. Точной техники, изящества, грации можно добиться только на ежедневных занятиях и репетициях, неустанно оттачивая свое мастерство.
Знаменитый Мариинский балет — это результат потрясающей, кропотливой совместной работы педагогов и артистов. Сегодня вы увидите, как под внимательном руководством педагога, благодаря постоянным рекомендациям и замечаниям в репетиционном зале рождается высокое искусство балета.
*****
Группа поддержки в зале
Балет — это спектакль не только на сцене, но и в зале. Начинающих актеров поддерживают клакеры — специально приглашенные люди, которые в нужный момент аплодируют и кричат «браво». Они располагаются по одному в тех местах зала, где звук резонирует больше всего. Так создается иллюзия, будто хлопает не один человек, а несколько. Клакеры же бросают цветы на сцену, когда танцовщик выходит на поклон. Их работу оплачивают сами артисты.
Недобросовестные конкуренты могут использовать «оплаченных зрителей», чтобы освистать артиста или спектакль.