Антонио Канова — величайший неоклассический итальянский скульптор. Его скульптура вдохновлена барокко и классическим возрождением. У него был дар воплощать чувственность в своих прекрасных мраморных работах и создавать шедевры, которые все еще говорят с нами.
Работ у Антонио Кановы много, и большинство из них — потрясающие, но сегодня я хочу подробно рассмотреть только некоторые из них. Это — «Полина Боргезе — Венера Победительница», «Амур и Психея», «Поцелуй Амура и Психеи» и «Три грации».
Из всех выдающихся скульптур Кановы — а многие из них украшают Лувр, палаццо Питти, Ватикан, Эрмитаж в Санкт-Петербурге — именно обнаженная фигура Полины принесла ему наибольшую известность. В настоящее время находится в галерее Боргезе на территории виллы Боргезе, Рим, Италия.
Весной 1805 года Полина Бонапарт, любимая сестра Наполеона, заказала знаменитому итальянскому скульптору Канове свой портрет. Он приехал в Париж, долго с восхищением созерцал молодую женщину, а потом предложил изобразить ее в образе Венеры-победительницы.
Прелестные и поразительно правильные черты лица сочетались у нее с великолепной фигурой, которой — увы! — слишком часто восхищались. Все знавшие Полину были единодушны в том, что ее маленькое тело не имело дефектов. Если недостатки и следовало искать, то их надо было искать в ее характере.
Поэт Арно говорил: «Она являла собой необыкновенное совершенной телесной красоты и невероятной моральной распущенности. Самое очаровательное создание, которое я когда-либо видел, она в то же время была сама легкомысленность. Она поступала, как школьница.
Наслаждалась, передразнивая знаменитостей, любила шутки и грубые развлечения, презирала умные разговоры, особенно когда дело касалось истории, музыки или живописи. Ее культом была ее плоть, и с восхитительной щедростью она лишь немногих воздыхателей лишала возможности разделить с ней плотские наслаждения».
Выйдя замуж за римского принца Камилло Боргезе в 1803 году, она стала очень богатой. Говорят, что у нее было шестьсот платьев, на миллионы франков драгоценностей, и она переезжала с курорта на курорт в экипаже, запряженном шестеркой лошадей. Когда она поселилась в Нейи, Наполеон выделил ей 130 тысяч франков ежемесячно в придачу к итальянскому состоянию, которым она уже владела.
Несмотря на благоприятное начало, брак Полины с отпрыском одного из знатнейших семейств Италии через пару лет начал трещать по швам. Большую часть времени супруги проводили порознь. Примирение состоялось лишь незадолго до смерти Полины
Брак Наполеона с Марией-Луизой стал причиной длительной размолвки между братом и сестрой, но после его свержения в 1814 году никто из родственников не был для изгнанника таким подспорьем, как Полина. Распродав своё имущество, она переехала на Эльбу, где находился в ссылке её брат.
Полина умерла от рака. Шесть врачей, лечивших ее, не смогли помочь. 9 июня 1825 года в присутствии супруга и младшего брата Жерома 45-летняя Полина Бонапарт высказала свою последнюю волю и утвердила завещание; недолго промучившись, она скончалась — с зеркалом в руке.
Ее предсмертное желание состояло в том, чтобы во время похорон ее гроб не открывали. Для тех, кто хочет ее увидеть, сказала она, имеется скульптура Кановы. Ее желание было удовлетворено. Гроб остался закрытым. Статую Кановы извлекли из хранилища и выставили для всеобщего обозрения. И Полина Бонапарт снова стала молодой.
Амур и Психея
На тему античного рассказа о любви крылатого бога Амура и смертной девушки Психеи скульптор создал скульптурную группу: «Амур и Психея». Скульптуры исполнялась мастером дважды. Один вариант, выполненный по заказу шотландского коллекционера и ценителя искусства барона Каудора, хранится в Лувре, другой, заказанный князем Н.Б. Юсуповым, — в Эрмитаже (первоначально скульптуры украшали один из залов подмосковной усадьбы Юсуповых — Архангельское).
Для первой, наиболее известной скульптуры — «Психея, оживлённая поцелуем Амура» (1787- копия 1794−1796) — Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюблённые протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия. Сложное по композиции произведение высечено из одного блока мрамора с исключительной виртуозностью.
Прототипом второй скульптуры, изображающей влюблённых стоя (копия 1808), стала — римская копия с греческого оригинала, найденная на Авентине в 1749 году. Амур, обнявший Психею и положивший голову её на плечо, рассматривает вместе со своей возлюбленной бабочку, символ невинности и мимолётности, сидящую у него на руке. Некоторые исследователи считают, что в своей работе Канова превзошёл античного мастера.
Миф об Амуре и Психее
У одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Амура, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей.
Отправившись выполнять задание матери и едва взглянв на младшую из сестер, Амур понял, что его сердце и душа принадлежат ей. Он не мог отвести глаз от Психеи и забыл все наставления Афродиты. Он не мог сопротивляться любовному чувству и задумал жениться на земной девушке.
Между тем, старшие сестры благополучно вышли замуж, а от Психеи Амур отгонял всех женихов. Она чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки. В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и тот ответил, что Психею ждет необыкновенная судьба. Ее надо отвести на вершину горы и оставить там, туда прибудет ее жених. Исполняя волю оракула, отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну.
Вдруг налетел ветер, подхватил ее и принес в зеленую долину, где стоял белый дворец. Она вошла в него, кругом была красивая мебель, на столах стояли яства. К вечеру утомленная Психея прилегла и уснула. А ночью к ней прилетел Амур. Она его не видела. Рано утром Амур улетел. Так продолжалось довольно долго. Психея вполне освоилась во дворце, и ночной супруг не смущал ее.
Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг — чудовище, которое в один прекрасный день съест её, и убедили, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.
Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник, и, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Амуром. В то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он покинул ее. В большой печали напрасно ждала своего любимого Психея. Он больше не появлялся.
Тогда она оставила дворец, отправилась искать своего возлюбленного и долго ходила по всем землям. Наконец пути-дороги привели ее к обиталищу Афродиты, которая давно искала случая отомстить Психее.
В это время больной от ожога Амур лежал у своей матери. Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Психея все их выполнила с помощью насекомых и птиц, но Афродита все равно не хотела допустить девушку к своему сыну. И дала ей новое задание — достать из подземного царства стеклянный ларец и принести к ней.
Психея боялась, что не сможет выполнить это задание, но над ней сжалились камни и пропустили ее в подземное хранилище. Там богиня Прозерпина дала ей ларец и наказала не заглядывать в него. На обратном пути Психея не выдержала, открыла его, и вылетевший из ларца сон усыпил ее. Она упала на землю и крепко уснула. Она спала бы вечным сном, если бы не Амур.
Он выздоровел и отправился искать свою любовь, так как не мог жить больше без Психеи. Амур нашел ее на лугу спящей. Он поцеловал ее, и она проснулась… От брака Психеи с Амуром родилась Волупия, богиня, олицетворяющая наслаждение.
Три Грации
«Три грации» (1814−1817) Антонио Кановы представляет собой неоклассическую скульптуру из мрамора трех богинь красоты, мифологических дочерей Зевса; слева направо: Евфросина (Радость), Аглая (Блеск) и Талия (Цвет).
Одно из самых известных своих произведений Антонио Канова создает в тот период, когда каждая его скульптура был ожидаемым культурным событием. Появления «Трех граций» публика ждала с нетерпением. Потрясенные увиденным первые зрители говорили о том, что скульптор сумел воплотить в жизнь «красивее самой красоты».
Скульптурная композиция, давала возможность полюбоваться женской красотой, воплощенной скульптором в собственной интерпретации. Древние богини, олицетворяющие женские чары, стоят в не совсем привычной для древних скульптур позе. Богини стоят не лицом к зрители, а друг напротив друга, соприкасаясь боками, и объединены шалью, ниспадающей из рук одной из граций. Девушки стоят у жертвенного алтаря, где находится три цветочных венка, а также гирлянда, символизирующая нежность их связи.
Канова создал две версии прославившей его скульптуры «Три грации». Первая версия была создана для Жозефины Богарне, жены Бонапарта, в настоящее время выставлена в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Вторая была заказана английским лордом Джоном Расселом. Эта скульптура находится в совместном владении и выставляется по очереди в музее Виктории и Альберта, Лондон, и в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург.
Сравнивая два мраморных варианта (эрмитажный и английский), англичане, конечно, отмечают свой вариант как более хороший. Не будем спорить, так как у них действительно мрамор более белый и не содержит темных жил. К удовлетворению англичан центральная из Граций, более взрослая и зрелая, в их варианте уже не имеет «осиную талию» в отличие от эрмитажной, а более соответствует своей зрелости. Англичанам виднее, их обостренные органы чувств могут почувствовать даже то, чего нет на самом деле.
Возникает вопрос: а так ли важно, что там сзади? Вообще-то важно, так как группа предназначена для кругового обхода. Любопытно, обе мраморных группы предназначены для поворачивания, чтобы зрители могли насладиться сменой контуров-профилей: вид сзади этих Граций не менее прекрасен, чем вид спереди. К сделанному позже основанию англичане прикрепили латунные ручки для того, чтобы статую вращать.