Этот праздник — первый в череде церковных дат, когда верующие приносят в храм плоды трудов своих. Сначала, 14 августа, — мед. Пять дней спустя, 19 августа, -фрукты с огорода. А 29 числа последнего летнего месяца — пшеницу и орехи. Все три памятные даты, приходящиеся на эти дни, в Церкви посвящены Спасителю — Господу Иисусу Христу. Отсюда и названия праздников: Медовый спас, Яблочный спас и Ореховый (или Хлебный) спас.
Сам обычай освящать урожай появился еще задолго до земной жизни Христа. В древности его мистическим образом посвящали Богу. Этот смысл дошел и до наших дней: как отмечают богословы, тем самым верующие благодарят Бога за «плоды земные».
«Все, что подвластно человеку, может быть им освящено; может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас», — говорил всемирно известный русский проповедник митрополит Антоний Сурожский.
История праздника
Если заглянуть в церковный календарь, то там нет такого праздника: Медовый спас. Строго говоря, в этот день православные отмечают Происхождение честных древ Животворящего Креста.
Примерно в IX веке в Константинополе сложился обычай: каждый год 14 августа выносить из царской сокровищницы часть Креста Господня и проходить с ним по улицам византийской столицы. Затем реликвию выставляли для всеобщего поклонения в соборе Святой Софии. Отсюда и второе название праздника — Изнесение честных древ Животворящего Креста.
Долгое время его отмечали только в Константинополе. Однако со временем он утвердился во всех православных церквах. В том числе и Русской.
Но на Руси с XII века в этот день совершалось также Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Считается, что это торжество установил князь Андрей Боголюбский после победы над булгарами в 1164 году
По сложившейся в Византии традиции 14 августа совершался молебен с освящением воды. Когда праздник окончательно прижился на Руси примерно в XIV веке, то в некоторых регионах на водосвятие стали приносить только что собранный мед, чтоб благословить его. С тех пор пошел обычай святить мед — весьма популярный и в современной России.
Когда отмечается
Медовый Спас ежегодно отмечается в один и тот же день — 14 августа. Именно с этого праздника начинается двухнедельный Успенский пост, приуроченный к одной из главных дат календаря — Успению Пресвятой Богородицы.
Сам пост довольно строгий: у него такой же устав, как у Великого. Верующие должны полностью воздерживаться от пищи животного происхождения.
Однако суровость говения компенсируется тем, что на август приходится сбор нового урожая. И постящимся можно есть свежие овощи, фрукты и, конечно же, мед.
Традиции, обычаи и приметы на Медовый спас
На Медовый спас в храмах совершаются особые богослужения. На них поются гимны, посвященные смыслу распятия Спасителя. А священники облачаются в фиолетовые одежды, что в течение года случается довольно редко — только в даты, посвященные Кресту Господню.
В этот же день духовенство совершает обряд торжественного выноса креста из алтаря в центр храма. Такое, помимо Медового спаса, происходит только на Крестопоклонную неделю Великого поста.
С праздником связано немало народных обычаев, описанных в русской литературе. Например, в этот день было принято купать скот. Животным посвящали различные заговоры и обряды — чтоб благополучно пережили грядущую зиму.
Огромное число связанных с водой обрядов, как считают историки, связано с тем, что в дохристианские времена у славян примерно в это же время отмечался языческий праздник Русалии. Он был посвящен умершим предкам.
К этому дню приурочены и характерные народные приметы. Например, считалось, что озимые нужно сажать именно в этот день. И если пойдет дождь, то значит, будет хороший урожай.
Интересные факты
В этот же день, 14 августа, Церковь вспоминает семь мучеников Маккавейских, живших еще в ветхозаветные времена. В народном сознании имя Маккавей со временем стало ассоциироваться с маком, который созревал как раз к этому времени. Отсюда и еще один обычай, распространенный преимущественно в южных регионах России и на Украине, — освящать мак.
Церковь Михаила Архангела и собор Спаса Нерукотворного образа на территории Спасо-Андроникова монастыря.
Примечательно, что у католиков нет такого праздника как Происхождение честных древ Животворящего Креста (и Медового спаса) Зато они, как и православные, отмечают другой «спас» — Преображение Господне.
Медовый Спас особо популярен на Балканах, где известен под названием Маковей. В Северной Македонии, например, его отмечают шесть дней. А в некоторых районах — двенадцать.