Место для рекламы

В чем секрет одной из самых загадочных картин Ремедиос Варо

«Гармония» — одна самых загадочных и таинственных работ, созданных Ремедиос Варо. Это произведение искусства настолько неоднозначно, что многие эксперты и по сей день пытаются разгадать его тайну. И совсем неудивительно, что картина, выставленная на аукцион, была продана более чем за шесть миллионов долларов, тем самым, установив новый мировой рекорд.

Ремедиос Варо Уранга — один из всемирно известных художников-пара-сюрреалистов XX века. Она родилась в 1908 году в небольшом городке Англес в провинции Жирона в Испании. Её уникальное искусство было результатом воспитания и жизненной борьбы, социализации в мире искусства и философии, а также частью её удивительного воображения.

Её отец, Родриго Варо, был интеллектуалом, который с раннего детства помогал Ремедиос развивать её художественную карьеру. В очень нежном возрасте Родриго помог своей дочери развить способности к техническому рисованию. Он также поощрял девочку стать независимым мыслителем. Он познакомил дочь с наукой и фантастикой, купив ей приключенческие и научные книги, а также поощрял раннее философское мышление развитой не по годам дочки.

Её мать, Игнация Уранга, была набожной католичкой и твёрдо решила отдать дочь в монастырскую школу. Именно из-за этого будущая художница выработала критическое отношение к религии и выступила против религиозной идеологии. Но в конечном итоге Реме приняла универсалистские и либеральные идеалы.

Будучи ребёнком, девочка вместе с семьёй часто переезжала из одного места в другое: от Кадис в Лараш до Марокко и Мадрида. Эти переезды познакомили её с различными культурами и расширили мировоззрение, что впоследствии отразилось в её творчестве.

В 1923 году, когда она обучалась в Мадриде, Реме сделала своё первое произведение искусства: написала себя, а также всю свою семью.

В 1924 году она стала ученицей в Академии изящных искусств Сан-Фернандо, которую окончила с дипломом учителя рисования спустя шесть лет. Именно в этой академии она познакомилась с сюрреализмом, культурным движением и философией, которые поощряли захват реальной функциональности человеческой мысли без контроля разума и морали. Именно по тем временам сюрреалистические произведения искусства использовались для выражения философского движения.

С началом Гражданской войны в Испании она была вынуждена покинуть страну и бежать в Париж, а затем в Барселону. Именно в Париже на неё оказало дальнейшее влияние сюрреалистическое движение.

Искусство Реме также находилось под влиянием её первого и второго мужа. Её первый муж, Херардо Лизаррага, был известным художником, а второй — Бенджамин Пере, был поэтом-сюрреалистом. В Барселоне, где она познакомилась со своим вторым мужем, она была членом художественной группы Logicophobiste, благодаря которой ей удалось обуздать своё воображение и воплотить его в искусстве. Позже она вернулась в Париж, но была вынуждена бежать после ареста во время нацистской оккупации Франции.

Она переехала в Мексику в 1941 году, и именно там художница решила совершить неизведанное и прекрасное путешествие в своём воображении.

На новом месте она вдохновлялась местными творцами и гениями, такими как Диего Ривера, а также изгнанниками и эмигрантами, к примеру, Жаном Николло и Уолтером Грюном. Грюн, австриец, пострадавший в концентрационных лагерях в Европе, был большим вдохновителем для будущей известной художницы. Он поощрял её работать над своим искусством, и к 1949 году стиль Ремедиос уже окончательно созрел. Из ста сорока её произведений искусства сто десять были рождены в Мексике.

Реме была не только сюрреалисткой, но и анархисткой. Она считала, что государство — это ненужное зло, которое противостоит поведению человеческих отношений. Её философские размышления о государстве могли быть результатом её жизненного опыта в Европе. Эта философия нашла своё отражение и в её изоляционистском художественном стиле.

Феминизм был ещё одной школой мысли, которая повлияла на художественный стиль художницы. В то время, когда она была художником-сюрреалистом, мужчины-сюрреалисты не считали своих коллег-женщин талантливыми. Это создало среду, в которой женщины-художники были изолированы. Неверно воспринятые таланты женщин нашли отражение в её творчестве в виде образов печальных женщин в изолированных и замкнутых местах. Так она реагировала на женскую несправедливость в мире искусства того времени.

Художественный стиль Варо был уникален, другие описывали его как тревожный. Она запечатлела в своём искусстве удивление, а также неожиданные сопоставления. Её уникальный сюрреалистический стиль стал визитной карточкой, ведь главными героинями её работ были женщины ХХ века. Она изображала таинственных одиноких и мистических персонажей, вовлечённых в научную деятельность. В значительной степени это было вызвано научной снисходительностью её отца в раннем возрасте. Варо использовала воображение и концепцию магии в своём искусстве, а также андрогинные символы, которые имитируют её физические черты, такие как большие глаза, орлиный нос и сердцевидные лица, часто встречаются в её искусстве и напоминают её собственные черты лица.

В искусстве также использовались автобиографические персонажи, которых, казалось, удерживали неведомые силы. Это была реакция на маргинализацию женщин в мире искусства, поскольку она обнажала комплекс превосходства мужчин-сюрреалистов. То, что также часто встречается в её творчестве — это использование мифических существ, алхимии, туманных завихрений и утопических транспортных средств, которые могут проходить через землю, воздух и воду с парусами, шестерёнками и трансмиссиями, реагирующими на высшую энергию. Необычное отношение её искусства отражает пассивность, созерцательность, неустойчивость и символизм. Те, кто достаточно близко присматривается к её произведениям, могут уловить и оценить это удивительное воображение.

Но, пожалуй, одной из самых выдающихся работ художницы является картина под названием «Гармония». Это произведение показывает, как бессознательное имеет решающее значение для создания искусства, а также для целостности человеческого сознания.

Первое, что привлекает внимание зрителя —это фигура андрогинного алхимика-композитора.

Он достаёт из сундука различные предметы: листья, цветы, раковины, прозрачные геометрические фигуры и обрывки бумаги с написанными от руки математическими цифрами, которые нанизывает на стереоскопическую музыкальную партитуру. Выражение лица композитора говорит о том, что он рассеян, как будто находится в полусне. Это полусонное состояние души позволило появиться из обоев женской фигуре, которая, незаметно для композитора, помогает распределить и настроить предметы на музыкальной партитуре.

В своих работах Варо неоднократно использовала мотив сверхъестественной человеческой фигуры, выходящей из стен, чтобы выразить удивление внезапного откровения или прорыва к вездесущему подавлению, например, в «Возрождении», «Посещении прошлого», «Появлении света» и «Предках» (страх).

Но в случае «Гармонии» фигура из стены появляется с тихим и грациозным видом. Закрыв глаза, она заполняет сознательную пустоту ума и совершенствует музыку, которая для Варо является частым символом целостности.

Бессознательное изображается как мягкая работа ума, который молча работает вместе с сознанием и таким образом завершает его целостность.

В «Гармонии» Реме визуализировала многочисленные слои бессознательного и его пересечение с сознанием. Композиция картины начинается с переднего плана, где композитор сидит с фигурой в стене, а затем постепенно изображение двигается в дальние глубины, где подобная фигура в стене работает в одиночку. Затем взгляд устремляется на книжную полку на заднем плане, кровать, окна и красную пустоту снаружи, а затем обратно к дверному проёму, через который вылетает птица, и плиткам пола, раздвинутым тканью и растениями.

Во-первых, фоновая фигура, поднимающаяся со стены, работает над, казалось бы, прерванным произведением композитора, снова представляя невидимое функционирование бессознательного, а также веру Варо в анимизм, который относится к определенным нечеловеческим существам, будь то животные, растения или вещи, рассматриваемые многими обществами как имеющие характеристики, которые традиционная западная или евро-американская рациональность связывает исключительно с человеческими личностями, подчёркивая духовность всех объектов в мире, даже обоев.

Рядом со второй настенной фигурой стоят книжная полка и кровать. Размещение кровати над книжной полкой можно рассматривать как игру об отношениях между сознательным и бессознательным, где цивилизация и знание должны поддерживать сон, наиболее очевидную форму бессознательного.

Двойные окна под потолком, вместе с красной, изогнутой кроватью, образуют изображение глаз и губ лица, выделенных красным цветом, что может быть истолковано как бессознательная чувственность человеческого ума.

С правой стороны комнаты — дверь наружу, заполненная коричневатой пустотой, туман которой вползает в кабинет. Птица, чей серовато-голубой цвет соответствует интерьеру кабинета, улетает в коричневый туман, символизирующий бессознательное. Этот яркий цветовой контраст между внутренним и внешним можно прочесть как пересечение различных уровней сознания. Серые обои исследования, представляющие один уровень бессознательного, ведут дальше, к более глубоким уровням, представленным коричневой внешней областью. Ещё один намёк на игру Варо на разных уровнях сознания и бессознательного выражен красным стулом, помещённым в дальнем правом углу комнаты, с гнездом птиц, вырывающихся из его подушки на спинке.

Опять же, здесь чётко прослеживается контраст между красными и серыми цветами. Гнездо птицы на разорванной подушке спинки внушает причудливое очарование. Расположение птичьего гнезда неожиданно и противоестественно, поскольку спинка стула вряд ли находится там, где обычно можно увидеть гнездо. Но что может быть естественнее, чем-то, что птица находит там, где возможно гнездиться? Нередко животные с комфортом устраивают свои жилища в покинутых людьми объектах. Этот конкретный образ интересен в том смысле, что он использует инстинкты выживания животных как репрезентацию необъяснимых и неизбежных черт бессознательного. Изображение предметов, разделяющих поверхности стула, как вызов концепции пространства — повторяющаяся тема в творчестве Варо, вызывающая лёгкий шок в сознании зрителя и побуждающая его рассматривать эту иллюзию как репрезентацию бессознательного, подчёркивая её значение в формировании целостного человеческого сознания.

Ещё одна визуализация незаметного существования бессознательного — это кусочки серой ткани, напоминающие ту, что носила настенная фигура, вползающая в кабинет из-под плитки, рядом с несколькими побегами растений. Образ растительных лоз и тканей, бесшумно вторгающихся в пространство сознания, может нервировать и беспокоить, поскольку создаёт ощущение невидимого и неконтролируемого сознания, нависающего над сознательной частью ума. Роль вторгающегося растения проводит параллель с обоями, символизирующими бессознательное. С одной стороны, это незаметно для композитора, который полностью сосредоточен на своём сознании и остается вне основного фокуса всей картины, а с другой стороны демонстрирует своё неоспоримо значительное существование, молчаливо захватывающее пространство.

Неудивительно, что не так давно это загадочное и поистине мистическое произведение искусства было продано на аукционе за шесть с лишним миллионов долларов, что превысило её первоначальную оценочную стоимость в размере трёх миллионов долларов.

В 1963 году мир искусства потерял важный талант со смертью Ремедиос. Она умерла от сердечного приступа, который многие приписывают чрезмерному напряжению. Несмотря на смерть этой великой художницы, её творчеством до сих пор наслаждаются в Мексике и Соединенных Штатах. Хотя она считает Латинскую Америку лишь временным пристанищем, именно здесь расцвела её карьера, здесь же она испустила свой последний вздох. После её смерти Грюн, который был её партнёром в Мексике, работал над тем, чтобы её картины увидели свет. Он купил несколько её работ на аукционе после её смерти и передал их музею современного искусства в Мехико в 1999 году. Произведение искусства, оставшееся в мастерской Ремедиос, натюрморт «Возрождение» был подарен её матери.

Поэтому было бы справедливо сказать, что жизнь Ремедиос была приключением, как в путешествиях, так и в воображении, которое разделялось всем миром через искусство. Те, кто ищет более пристального взгляда, способны понять его линии и символику. Несмотря на то, что сегодня её здесь нет, Ремедиос Варо всё ещё живёт своим искусством.

Опубликовал    29 июл 2020
0 комментариев

Похожие цитаты

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминан…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  23 окт 2018

Картины, которые убивают

Государственная Третьяковская галерея, так же, как Эрмитаж, является одним из самых лучших музеев России. Основатель галереи — купец Павел Третьяков. С 1856 года в музее экспонируется самая крупная коллекция русского изобразительного искусства.

В огромной экспозиции музея есть картины, с которыми связаны таинственные и загадочные истории.

Например, полотно знаменитого русского художника Ивана Крамского. Вдохновленный гоголевским произведением «Майская ночь или утопленница», он написал картину…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  06 апр 2020

Сюрреалисты пишут сочинение, маринисты — изложение, портретисты — диктант.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  09 июн 2020