Место для рекламы

О жизни творчестве и великой любви прославленной певицы Полины Виардо

Семья Гарсиа
Мишель-Фердинанда-Полина Гарсиа, испанка по происхождению, родилась в Париже 18 июля 1821 г. Она была младшей дочерью известного тенора Мануэля дель Паполо-Висента-Родригес Гарсиа «Великого» и певицы Хоакины Сичес. Старшая сестра Полины, Мария-Фелиста, тоже была знаменитой оперной дивой.

Начальным правилам пения Полину обучал её отец. Девочка с ранних лет проявляла невероятное трудолюбие и усердие, за что среди домашних получила добрую кличку «муравей». Полина отлично владела несколькими языками, а в 8 лет приступила к изучению гармонии и теории композиции — сложным музыкальным наукам. Фортепиано ей преподавал сам Ференц Лист, в которого она по-детски была влюблена.
В июне 1832 г. в дом Гарсиа пришло горе — скончался Мануэль. Всех, особенно впечатлительную Полину, поразил тяжёлый удар, потеря была невосполнима. Семья переехала в Брюссель, где Хоакина вплотную занялась музыкальным образованием младшей дочери.
Как-то Мария Малибран сказала французскому писателю Эрнесту Легуве про свою сестрёнку: «Это дитя затмит нас всех». Две сестры, рождённые от одних и тех же родителей, совершенно не походили друг на друга: красавица Мария была лишена усидчивости, а некрасивая Полина обладала редким обаянием, прекраснодушием и упорством в занятиях.
23 сентября 1836 г. в Манчестере Мария упала с лошади и разбилась насмерть. Это была ещё одна страшная трагедия после смерти отца.

Полине пророчили карьеру пианистки, и Ф. Лист всячески поощрял способности девочки в этой области. Но позже Хоакина Гарсиа, вовремя уловив незаурядность голоса дочери, сформировавшегося к тому времени, поставила целью сделать из неё настоящую оперную певицу.
Полина Гарсиа пела в ансамбле церкви св. Гудулы. Юную певицу стали приглашать на вечера некоторые аристократические семейства. Публичное выступление в концерте для бедных, проходившем в зале брюссельской ратуши, принесло ей широкую известность. Однако мать понимала, что Полину необходимо увозить в Париж — только там возможна карьера оперной певицы.
Полина Гарсиа почти беспрепятственно продвигалась к высотам, покоряя слушателей самобытностью голоса, глубокой внутренней культурой и бесконечным обаянием. Весной 1839 г. она получила предложение петь на сцене «Театра королевы"в Лондоне. Полине было всего 17 лет.
В Лондоне её впервые услышал Луи Виардо, на тот момент один из директоров «Итальянского театра"в Париже, и пригласил вступить в труппу театра. Дебют певицы на этой сцене состоялся 7 октября 1839 г. Рецензент, писатель Теофиль Готье в своей книге «История драматического искусства во Франции за 25 лет» назвал Полину Гарсиа «звездой первой величины, звездой о семи лучах».

Тот же Готье отметил её внешние данные: стройность фигуры, гибкую шею, изящно поставленную голову, красивые сверкающие глаза. А голос певицы он назвал «одним из самых великолепных инструментов, какие только можно услышать». А Г. Берлиоз пророчил, что у Полины Гарсиа «не будет соперниц в Европе».

В те времена Полина стала новостью в музыкальном мире Парижа: она не только приятно шокировала зрителей волшебством голоса, но и произвела впечатление новаторством в манере игры на сцене. В её движениях не было принятой театрализованности, её игра, хотя и темпераментная, отличалась непосредственностью и жизненностью.
Луи Виардо, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, влюбился в Полину. Виардо был выходцем из состоятельной буржуазной семьи. Высокого роста, элегантный, с правильными чертами лица, он являлся порядочным человеком, мягкого, покладистого характера. Виардо имел юридическое образование, но оставил деятельность адвоката и посвятил себя литературе и журналистике.
В апреле 1840 г. состоялось бракосочетание Полины и Луи. Полина писала своей любимой подруге, французской писательнице Жорж Санд: «Как вы мне и обещали, я нашла в Луи возвышенный ум, глубокую душу и благородный характер…»

Русские сезоны

Участие в русском сезоне имело для П. Виардо грандиозное значение: это прежде всего творческая перспектива и одновременно возможность вырваться из удушающей враждебной атмосферы парижского театра — в «Большой опере» Парижа её напрягали пошлые интриги.

В русской столице Полина Виардо произвела на слушателей сногсшибательное впечатление. Вдруг совершилось что-то необыкновенное, раздались такие восхитительные, бархатные ноты, каких, казалось, никто не слыхивал. По зале пробежала электрическая искра… Восторг не мог уже вместиться в огромной массе людей, жадно ловившей звуки этой волшебницы, завладевшей так внезапно и всецело всеми чувствами… Да, это была волшебница… Именно электрическая искра пробила коллежского секретаря Министерства внутренних дел, кандидата философии и молодого писателя Ивана Тургенева, когда он в октябре 1843 г. посетил один из спектаклей с участием Полины Виардо!
А в ноябре Комаров привёл Тургенева в дом Демидова, в котором расположилась на время гастролей семья Виардо. И произошла «роковая встреча» начинающего русского писателя с певицей, имеющей европейское имя. В конце жизни Полина Виардо вспоминала первую встречу: «Мне его представили со словами: «Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт».

Во время третьего русского сезона, в январе 1846 г., маленькая дочь Виардо, Луизетта, заболела коклюшем. Полина заразилась от девочки и болезнь грозила её потерей голоса. Настал час, когда певица задала себе вопрос: возвращаться ли в Петербург на будущий сезон? Уйти вовремя — это своего рода талант.
Полина понимала, что «Заживаться» в России нельзя. Стать обыденной частью итальянской оперы, допустить «привыкания» к себе публики — недостойно. В то же время она трезво оценивала для себя качество результата трёх русских сезонов: именно Петербург с радушной публикой, полезной критикой сформировал её как певицу и артистку.
Как-то она говорила: «Если я останусь, то останусь потому, что при 30-ти мороза в вашей публике я нахожу 35 градусов теплоты… эта публика одушевляет меня… и я люблю вашу публику».
Но теперь наступило время, когда ей необходимо было закрепиться в положении основной европейской примадонны, а для этого нужно появиться на одной из крупных сцен Западной Европы. И Полина Виардо не подписала новый контракт с Дирекцией русских театров.
В душе Тургенева Полина поселилась навсегда. Пути любви неисповедимы!

И вновь Россия

В Россию Полина Виардо попала вновь лишь в 1853 году.
После грандиозного успеха в Петербурге Полина должна была продолжить выступления в Москве. Но 11 марта 1853 г. Большой театр в Москве сгорел. Вообще, гастроли в Москве получили название «концерты с сюрпризами». Полина Виардо сильно заболела. С другой стороны, болезнь позволила быть рядом с любимым Тургеневым.

17 апреля 1853 г. И. Тургенев написал П. Виардо: «Вы знаете то чувство, которое я посвятил вам и которое окончится только с моей жизнью».
Это был последний визит Полины Виардо в Россию. Виардо-Гарсиа блистала на многих мировых оперных сценах. Она пела в Париже, в Лондоне, в Вене, в Берлине, в Мадриде, в Петербурге. Однако лишь на первый взгляд её творческая жизнь была безоблачной. Нет, Полине Виардо выпала своя доля испытаний. Она всегда мечтала петь на родине, во Франции, но с «Большой оперой» в Париже отношения складывались не лучшим образом: то интриги тогдашних примадонн, то политические неурядицы из-за республиканских взглядов мужа.
А когда всё-таки пришло признание и «Большая опера» окончательно приняла Виардо, ей пришлось покинуть оперную сцену по причине плачевного состояния голоса после перенесённых заболеваний и певческой нагрузки. В 42 года П. Виардо закончила оперную карьеру и стала преподавателем вокала. И в личной жизни складывалось не всё так просто.
Полину Виардо, экзотическую женщину, любили многие великие мужчины. В сети её колдовского воздействия попал и Тургенев, который бесконечно обожал «большие глаза с задумчивым и в то же время дерзким взором…». «Мне ли забыть выражение этого взора? — говорил он. — Я замирал и гас в его лучах. С той минуты, как я увидел её в первый раз — с той роковой минуты принадлежал ей весь…»

Где бы ни находилась Полина, за ней неотступно следовал Тургенев. Богатый, получающий содержание от матушки-помещицы, он позволял себе приобретать недвижимость неподалёку от места пребывания своей возлюбленной. Вообще-то, сказать «возлюбленная» — это ничего не сказать о том чувстве, которое писатель питал к Полине Виардо: необозримо глубокое и очень сложное чувство.
В 1856 г. он приехал к Виардо в их замок Куртавнель, слывя другом семьи. «Я здесь чувствую себя дома, никуда не хочется — на душе тихо и светло. Как отлично мы проводили время в Куртавнеле! Каждый день казался подарком», — писал он В. П. Боткину. Если семья Виардо перебиралась в Париж в квартиру на ул. Друэ, Тургенев нанимал квартиру рядом. Когда чета Виардо переехала в Баден-Баден, Тургенев купил там же шикарную двухэтажную виллу. А в местечке Буживаль он жил в шале по соседству с виллой Виардо.
На протяжении сорока лет отношения между Иваном Тургеневым и Полиной Виардо складывались не всегда ровно. Дважды они сводились как бы к нулю. Оба понимали, что они не могут быть друг с другом и не могут быть друг без друга. Мучительное противоречие.

В 1860 г. после сильнейшей болезни сына Полина Виардо пожелала видеть Тургенева у себя. Между ними произошло какое-то серьёзное объяснение, потому что вскоре после этого свидания Тургенев в одном из писем говорил следующее: «На днях моё сердце умерло. Прошедшее отделилось от меня окончательно, но, расставшись с ним, я увидел, что у меня ничего не осталось, что вся моя жизнь отделилась вместе с ним…»
Однако Тургенев ошибался. Любовь никуда не уходила, и через два года началось новое сближение с Виардо. Он последовал за Полиной в Баден-Баден и остался там в качестве члена семьи.
В Баден-Бадене Полина Виардо создала целую школу вокала. Она воспитала многих выдающихся оперных певцов и певиц. Именно частные уроки пения принесли Виардо ещё и мировую педагогическую славу. Дело в том, что в 1871 г. она согласилась занять место профессора пения в Парижской консерватории по приглашению нового директора А. Тома, но через четыре года ушла из консерватории, так как идеи Виардо о методах преподавания вокала весьма расходились со взглядами консерваторских авторитетов. И Полина Виардо предпочла индивидуальные свободные занятия.
Луи Виардо испытывал к жене настолько высокую любовь, что терпел присутствие Тургенева и расположение к нему Полины. Не всякому человеку дано понять беспредельное благородство души Луи Виардо, которое где-то даже совестило и утомляло Полину, ведь она питала к Луи только чувства дружбы и уважения.

Луи Виардо медленно угасал. Он превратился в старика с крючковатым носом, сгорбленного, угрюмого, не выходящего из дому. Знакомые иногда обвиняли его в эгоизме и холодности, но никто, кроме Полины, не знал, какова была его любовь к ней и преданность, которую он проявлял на протяжении всей их совместной жизни. По поводу многолетних странных отношений Тургенева с семьёй Виардо и в русском, и зарубежном обществе, рождалось, конечно же, множество былей и небылиц. Одно время бытовала легенда «о рабстве» Тургенева, в другой раз его называли «нахлебником», хотя Тургенев никогда не нуждался в средствах. Порой судили о так называемой «неравной любви».
Полина Виардо и Иван Тургенев имели противоположные типы характеров: решительный, уверенный у неё и душевно-мягкий у него. Но никто из этого своеобразного треугольника не отказывался от существующего положения, значит, так и должно было быть, значит, в этом все трое находили выход и счастье.
С 1880 г. здоровье писателя резко обострилось, врачи не понимали сущности его болезни. А у Тургенева развивался рак позвоночника. Через два года боли в спине усилились. В январе 1883 г. Тургеневу сделали операцию невромы, но облегчения не наступило, страдания омрачали ему жизнь.
Полина забрала писателя к себе на виллу в Буживале. Случилась знаковая сцена: Тургенева сносили с лестницы, а на втором этаже к двери подкатили умирающего Луи Виардо. Они пожали друг другу руки и сказали «adieu», — так расстались навеки. Через две недели Луи Виардо скончался на руках у жены.

Теперь все заботы Полины и её дочерей устремились к Тургеневу, прикованному к постели, измученному, пропитанному опиумом и морфием. Накануне смерти он узнал Полину и воскликнул: «Вот царица цариц, сколько добра она сделала!» 3 сентября 1883 г около двух часов дня И. С. Тургенева не стало. Полина Виардо обратилась в Петербург, в Министерство иностранных дел с ходатайством о перевозе тела Тургенева, а Россию. Правительство России не стало чинить препятствий. 62-летняя Полина, не имея возможности взять на себя проводы Тургенева в Петербург, отправила своих двух дочерей сопровождать гроб с телом Тургенева в Россию. Клоди и Марианна с мужем оказались свидетелями грандиозных похорон Тургенева на Волковом кладбище 27 сентября 1883 г. Смерть любимого человека для Полины Виардо сала слишком сильным ударом. В первое время она не выходила из комнаты. Спустя время Полину посетил художник А. П. Боголюбов, и во время их встречи Виардо сказала слова, которые, по сути, подводят к пониманию их с Тургеневым любви: «Какое право имеют так называемые друзья Тургенева клеймить меня в его пошлых отношениях? Все люди от рождения свободны, и все их действия, если они не причиняют вреда обществу, не подвержены ничьему суду, ибо чувства и действия мои и его были основны на законах, нами принятых, не понятных для толпы… 42 года я прожила с избранником моего сердца, вредя разве себе, но никому другому. Но мы слишком хорошо понимали друг друга, чтобы заботиться о том, что о нас говорят, ибо обоюдное наше положение было признано законным теми, кто нас знал и ценил. Если русские дорожат именем Тургенева, то я с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Виардо никак его не умаляет…» В свою очередь А. П. Боголюбов сделал вывод: «Жизнь Тургенева и Виардо не есть жизнь обыкновенных людей. Полина Виардо была … с Иваном Сергеевичем истинная пара по умственным достоинствам… всё… было для него ничтожно по сравнению с теми высокими моментами, которые приковали его к дивной женщине… Он был счастлив до гроба. И. С. Тургенев всю жизнь по-настоящему любил только одну Полину Виардо. Этому чувству им воздвигнут памятник — два стихотворения в прозе. «О ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!» — писал Тургенев в стихотворении «Когда меня не будет». Полина Виардо тихо ушла из мира, без страданий, в ночь с 17 на 18 мая 1910 г. Великую певицу, прекрасного музыкального педагога и композитора Полину Виардо-Гарсиа похоронили на Монмартрском кладбище в семейном склепе.

Опубликовал    25 июл 2020
0 комментариев

Похожие цитаты

Типы мужчин ищущие любовь в сети

«Бизнесмен»

Как распознать?
Совершенно не обязательно, что «Бизнесмен» занимается именно бизнесом. Но почти наверняка, он успешен, неплохо зарабатывает и выглядит вполне презентабельно. Олигархов, правда, на подобных сайтах вы не встретите, но топ-менеджеров крупных фирм и владельцев собственных, пусть и небольших, компаний — вполне возможно. «Что же они тут делают?», — возникает справедливый вопрос. В Интернет их обычно приводит собственная занятость, нежелание знакомится на улице или в каких-…

Опубликовала  пиктограмма женщиныМарена  21 сен 2013

«Сразу барина видать!»

В передаче «Галич у микрофона» Александр Галич вспоминал одну историю про Александра Вертинского:
«Сижу это я как-то в ресторане ВТО, заказал, разумеется, большой джентльменский набор, не могу, признаюсь, при случае отказать себе в удовольствии погурманствовать. Сижу себе, водочку попиваю, икорочкой заедаю, паровой осетринкой закусываю, как говорится, кум королю и благодетель кабатчику. Официанты вокруг меня кордебалетом вьются, в глаза заглядывают, знают, поднимусь — ник…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  24 июн 2019