Место для рекламы

Михаил Водяной — один из любимых артистов театра и кино.

Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке» — самая запоминающаяся роль актера.
Вскоре после кино актёр куда-то исчез. Поговаривали, что уехал или умер, или …

«И шо я в тебя такой влюбленный?!» -эта коронная фраза Попандопуло быстро стала крылатой, причем, произносить ее старались с теми же интонациями, что и актер Михаил Водяной — с характерным для одесского говора растягиванием гласных. И никто не сомневался в происхождении самого артиста. Конечно же, коренной одессит!

Многие фразы его героя стали крылатыми: «Гриша, и шо я в тебя такой влюбленный?!»; «Что смотришь? Деньги настоящие! Видишь, написано: „Министр финансов Попандопуло“? Бери, бери! Я себе еще нарисую»; «Хлопцы у нас абсолютно мировые. Форменные звери! Вроде меня»; «Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера»; «Я такой фасон не ношу! Я себя не обделил, по-честному?»; «Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь!»; «Ты наблюдал как эта врангельская морда била меня у морду?»; «Ты что делаешь, разбойник, своих грабишь! Гадский папа!»; «У пана-атамана нэма золотого запасу, я чувствую, что я тоже скоро разбегусь в разные стороны».

Ну, а как Попандопуло облапошил другого бандита — не менее обаятельного героя Алексея СМИРНОВА?

Помните? «Это тебе… Это мне… Это тебе… Это опять тебе… Это всегда тебе… Это обратно тебе… Я себя не обделил?» Простенько и со вкусом, да так, что тот ничего не заметил. Конечно, исполнителем такого ловкого трюка мог быть только одессит.

Одессит Михаил Водяной. В фильме «Свадьба в Малиновке» Михаил ВОДЯНОЙ сыграл, пожалуй, самого яркого героя — Попандопуло.

Кстати, прежде чем появиться на экране, актер много лет играл этого персонажа на сцене. Единственный в оперетте народный артист СССР, имя которого стало при жизни нарицательным, как и имена его неувядаемых сценических героев. Он достиг пика карьеры, возможного для советского артиста. Да ещё при настоящей-то фамилии Вассерман.

Он сумел пройти непростой путь от рядового артиста Львовской оперетты, ставшей затем Одесской, до её ведущего артиста, директора и художественного руководителя одновременно. Вскоре его избрали ещё и председателем Одесского отделения ВТО.

Он стал человеком, для которого легко открывались очень многие двери в той, некогда могущественной «системе». Как в Одессе, так и в других городах и регионах ему мгновенно удавалось решать, казалось, неразрешимые для театра или сотрудников вопросы. Он даже, как говорят, открывал «ногой» двери к «гауляйтеру» Украины, так в шутку называли Первого секретаря ЦК КПУ В. Щербицкого.

Одесса действительно сыграла огромную роль в жизни Водяного, стала его второй родиной. Но только второй… Будущий актер появился на свет в Харькове. Рядом с домом, где они жили, стояла церковь, и мальчишка часами пропадал там: раскрыв рот от восторга, слушал, как поет церковный хор.

«Ваш сын будет знаменитым артистом», — часто говорили его родителям. Хотели ли они этого? Знаменитым, может быть, но только не артистом! Много позже, несмотря на успехи Михаила, отец сетовал: «Старший — сын как сын, два института окончил, а младший — все драмкружки да переодевания…» Но от судьбы не уйдешь.

Сначала он увлеченно играл в самодеятельности, а окончив школу, отправился в Ленинград. Правда, учиться в Театральном институте довелось недолго — началась война, и Михаил вернулся к родным (его семья к тому времени перебралась в Кисловодск). В 1943 году состоялся его дебют на профессиональной сцене — Водяного приняли в Пятигорский театр музыкальной комедии. После войны, когда было решено основать Театр музкомедии во Львове, Водяного пригласили туда. Первый сезон театр открыл в 1947 году опереттой «Одиннадцать неизвестных».

Михаил Водяной заметил по этому поводу: «Нас было одиннадцать, и все мы были действительно никому не известны».

Прошло несколько лет, и власти приняли решение: труппу львовского театра в полном составе перевести в Одессу, а Одесскую музкомедию отправить во Львов.

Так в 1954 году наш герой оказался в этом славном городе. Одесситы сразу приняли его. Достаточно было один раз услышать, как он поет, как остроумно парирует реплики из зала (Водяной оказался прекрасным конферансье), чтобы понять — свой человек.

А Леонид УТЕСОВ называл Михаила Водяного полпредом Одессы в Москве. Актера знал весь город, с ним обязательно здоровались на улицах, им гордились. Характерен такой эпизод.

Готовилась постановка спектакля «Белая акация», где Водяному предстояло сыграть хамоватого стилягу — моряка Яшку Буксира. Одеваться его герой должен был броско, «по последней моде», и костюмеры сбились с ног в поисках подходящей одежды.

Как-то, прогуливаясь по Дерибасовской, Водяной заметил молодого человека в яркой рубахе, украшенной немыслимыми цветами и пальмами. Актер хотел было купить ее, но владелец тут же подарил ему рубашку да еще долго благодарил за оказанное внимание. Оперетта пользовалась большим успехом, и в 1958 году появился фильм-спектакль «Белая акация».

Так состоялся кинодебют Михаила Водяного, правда после этого он не снимался почти десять лет (если не считать маленькой роли в фильме «Эскадра уходит на запад», 1965). И только в 1967-м вышла знаменитая «Свадьба в Малиновке».

Актера пригласили в кино опять же благодаря сцене: он уже несколько лет распевал куплеты Попандопуло в Одесской музкомедии. Он снялся еще в десятке картин, однако роли играл в основном эпизодические (к примеру, редактор газеты «Гудок» в «Двенадцати стульях» Марка ЗАХАРОВА). Заметной работой стал лишь Георг Стэн в оперетте «Вольный ветер», оказавшейся его последней ролью в кино.

Очень много времени занимал театр. За сорок лет работы в музкомедии он сыграл около ста пятидесяти ролей! Причем, не все они были комедийными. К примеру, Тевье-молочник, жизнь которого полна драматических коллизий. В 1976 году — впервые в истории советского искусства! — звание «Народный артист СССР» присвоили артисту оперетты. Дело в том, что этот жанр был не в почете у властей, его считали идеологически вредным.

Но публика так любила Михаила Водяного, что чиновникам пришлось признать «куплетиста» народным артистом. Водяной занимался и административной работой — он много лет возглавлял Одесское отделение Союза театральных деятелей, а в 1979-м стал худруком и директором родного театра. Только благодаря ему у театра наконец появилось новое здание. Эта работа отнимала куда больше сил и, главное, нервов.

Начало 1987 года. К близкому другу М. Водяного Илье Р. на квартиру неожиданно нагрянули сотрудники КГБ, якобы для проведения обыска. В кармане пиджака Ильи Р. ими был найден ключ от дачи М. Водяного, на которой их не раз «выслеживали» и на которой друзья, естественно, не раз собирались дружескими компаниями, где, конечно же, появлялись женщины, причем, не всегда жёны…

Но в то время вечеринки с чужими женами и измены не могли уже быть серьезным обвинением. Нужно было «нарыть» что-нибудь похлеще. И Илье предложили, указывая на портрет М. Водяного, стоявший на столе, «сдать» друга на предмет сексуальной связи с несовершеннолетними, прямо сказав, что лично он, то есть, Илья Р. им не нужен. Но при этом заметили, что в противном случае его «сделают» директором «рыбного» ресторана, что тоже не составляло для них никакого труда.

Но Илья отказался предать друга. И взялись за него… Позже был распущен по городу слух о растлении малолетних народным артистом Водяным. И началось… Первым делом состоялось партсобрание в соответствующей организации по указанию райкома, горкома, обкома. Фактически основано оно было на слухах. И «приближенные» сочувствовали…

Сначала: «Миша, мы тебя в обиду не дадим!» После партсобрания — собрание в отделении ВТО. «Партийцы» пошептались… «А вдруг и в самом деле?» И написали такое заключение, что вставали дыбом волосы, да так, как будто сами они малолетками и являлись. Потом появилось уголовное дело по заявлению отца одной несовершеннолетней.

Дальше — больше… И Михаила Григорьевича просто не узнать. По решению партии еще до суда он отказался от всех должностей. Девочка на суде заявила, что не узнает Водяного. На вопрос адвоката, куда она пошла после того, что произошло, она ответила: «Как это, куда? Я тут же побежала в ближайший вендиспансер провериться! Вот, мне справку дали, что я была девочкой перед „тем“ и инфекций у меня нет. Я специально не показывала её раньше, чтобы он не смог отвертеться!» Те, кто был в зале суда, сначала оцепенели, а потом рассмеялись, даже судья понял, что всё сфабриковано.

Суд не получился, а наказать всё равно было нужно. Вынесли приговор: за сомнительные знакомства, позорящие звание члена партии. Имелась в виду, наверное, его дружба с директором «рыбного» ресторана. За Водяным осталось только звание Народного артиста СССР. Лишить этого звания мог только Верховный Совет СССР.

Ему запретили выходить на сцену, чтобы зритель о нем забыл. Посты, естественно, ему не вернули. Несмотря на победу, пусть и неполную, он стал часто болеть. Впервые после всех событий он должен был выступать вместе с другими знаменитостями на дне рождения Одессы на Центральном стадионе. Мероприятие наметили на 11 сентября.

В ночь на 11 сентября его не стало. Какое-то время опять распространялись отвратительные слухи — мол, купил он новую машину и всю ночь мучился, дескать, колпаки на колёсах не те, ещё что-то не так… Эх, прогадал! Мучился, мучился этими проблемами, а под утро от такого расстройства и умер. Жалкий, мол, был человечишка, нестоящий! Источник слухов, наверняка, всё тот же. Кому же нужна была вся эта заваруха?

Всё оказалось проще простого. Два обкомовских клана искали компромат друг на друга. Водяной оказался в одном из звеньев этой цепочки, вроде кто-то из секретарей бывал у него на даче. Когда же кланы перестал интересовать результат суда, исполнители отнеслись к последующим событиям спустя рукава.

Что теперь гадать? Да и не важно это. Подлость не имеет власти над будущим, наветы забылись, грязь рассыпалась в прах, а Михаил Григорьевич Водяной остался тем, кем был — Великим артистом оперетты и кино!

Сегодня справедливость восторжествовала: Одесский театр музыкальной комедии носит имя Михаила Водяного, перед зданием, которое он построил, установлен памятник, а на сцене много лет идет «Бал в честь короля». В эту постановку вошли сцены из спектаклей, в которых блистал когда-то король оперетты.

Память об актере жива во многом благодаря актрисе Маргарите Деминой. Более сорока лет они прожили вместе, вместе исполняли ведущие партии в спектаклях, вместе гастролировали с концертными программами. Маргарита Ивановна ушла из жизни в феврале 1999-го. За день до смерти она в последний раз вышла на сцену — в спектакле «Бал в честь короля «.

Комментарии
Борис Перельмутер
Посчастливилось видеть в театре и не только. Человеком М.Г. был очень культурным, не заносился, здоровался даже с малознакомыми (жил на Дерибасовсой). Один раз слышал его выступление в качестве театрального начальника. Рассуждал о малоинтересных мне проблемах одесского театра. То, о чем он говорил, никак не сочеталось с неповторимым голосом комедийного артиста. Это было в 70-х годах. Потом я уехал из Одессы и о дальнейших трудностях в жизни великого одессита (при чем здесь место рождения!) узнаю только сейчас. Долгая-долгая память!

Опубликовал  пиктограмма мужчиныБорис Перельмутер  11 июл 2020
4 комментария

Похожие цитаты

Если тебя всё время носят на руках, осыпают цветами и дарят бриллианты — просыпайся, а то на работу опоздаешь!

Опубликовала  пиктограмма женщиныDariana  04 мая 2012

Иногда находишь силы простить тех людей, которые сделали тебе больно, но уже после этого, как правило, совершенно не хочется снова впускать их в свою жизнь! Разум простил, а вот душа…

Опубликовала  пиктограмма женщиныДоЗа СчАсТьЯ  10 окт 2012

Бывают такие принцессы, после завоевания которых думаешь: и зачем я дракона ухайдoкал, милая же была зверушка…

Опубликовала  пиктограмма женщиныАрина Забавина  11 дек 2012